Бесплатная приватизация земли гражданином Украины: миф или реальность?

Дата публікації: вт, 03/16/2021 - 15:03

 

Конституция Украины гарантирует каждому гражданину право на бесплатную приватизацию земли. Механизм реализации этого права определен в Земельном кодексе Украины.

 

Саму процедуру бесплатной приватизации земельного участка для граждан можно разделить на следующие этапы:

1. определение земельного участка, в отношении которого гражданин намерен воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию;

2. представление в соответствующий орган исполнительной власти или местного самоуправления ходатайства о безвозмездном предоставлении земельного участка в собственность;

3. получения в органах исполнительной власти или местного самоуправления разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка;

4. заказ в землеустроительной организации разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка;

5. согласование проекта землеустройства по отводу земельного участка с территориальным органом Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра;

6. утверждение органами исполнительной власти или местного самоуправления проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность;

7. государственная регистрация права собственности на земельный участок.

 

Повсюду трудности

Трудности могут возникнуть почти на каждом из этапов, в котором участвует субъект властных полномочий, что обусловлено чрезмерной бюрократией или неправомерными действиями должностных лиц.

1) Для получения информации о свободных земельных участках граждане вынуждены обращаться с запросом в соответствующий орган исполнительной власти или местного самоуправления, а они, как правило, либо отказывают в предоставлении такой информации со ссылкой на то, что не является ее распорядителями, или вообще оставляют запрос без ответа.

Но согласно практике Верховного Суда, именно органы исполнительной власти или местного самоуправления, в полномочия которых входит передача земельных участков, обязаны владеть информацией о земельных участках коммунальной или государственной формы собственности, не предоставленные в пользование, которые могут быть использованы для реализации права на бесплатное получение земельного участка в собственность.

Следовательно, органы исполнительной власти или местного самоуправления в любом случае обязаны предоставлять по запросу гражданина информацию о свободных земельных участках.

Поэтому, если гражданин не получил ответа на свой запрос, должным и эффективным способом защиты его прав будет обращение в суд с иском об обязательстве субъекта властных полномочий предоставить информацию об имеющихся свободных земельных участках, с помощью которых гражданин может реализовать свое право на бесплатную приватизацию в пределах норм, установленных в ст. 121 Земельного кодекса Украины.

2) Далее надо получить разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.

На этом этапе субъекты властных полномочий могут отказывать в предоставлении разрешения по разным основаниям, например, из-за того, что соответствующий земельный участок уже занят.

Однако, согласно правовой позиции Верховного Суда, Земельный кодекс Украины определяет исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении разрешения на разработку проекту землеустройства по отводу земельного участка (ст. 118 Земельного кодекса Украины).

При этом действующим законодательством не предусмотрено право субъекта властных полномочий отступать от положений ст. 118 Земельного кодекса Украины.

Следовательно, отказ в предоставлении разрешения по основаниям, не предусмотренным ст. 118 Земельного кодекса Украины, в понимании Верховного Суда, является незаконным, поэтому должным и эффективным способом защиты прав гражданина на данном этапе будет обжалования такого решения в судебном порядке с одновременным заявления требования об обязательстве субъекта властных полномочий предоставить разрешение на разработку проекту землеустройства по отводу земельного участка.

3) Завершающим этапом определенной Земельным кодексом Украины процедуры бесплатной приватизации земельных участков является утверждение проекта землеустройства по отводу земельного участка и передача его в собственность, которая, как показывает практика, также происходит не без осложнений. Довольно часто бывает так, что соответствующий орган или безосновательно отказывает в утверждении проекта землеустройства, или вообще уклоняется от рассмотрения этого вопроса.

 

Анализируем судебную практику и подводим итоги

Если проанализировать правовые позиции Верховного Суда по этому вопросу, можно сделать вывод, что основанием для отказа в утверждении проекта землеустройства может быть лишь то, что проект не был согласован в порядке, установленном ст. 186-1 Земельного кодекса Украины, а также из-за отсутствия обязательной государственной экспертизы в определенных законом случаях и сведений о государственной регистрации сложившейся земельного участка в Государственном земельном кадастре.

Поэтому, если субъект властных полномочий принимает неправомерное решение об отказе в утверждении проекту землеустройства и предоставлении земельного участка в собственность, защитить свои права на данном этапе возможно только путем обращения в суд с иском об обязательстве субъекта властных полномочий принять решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка.

В случае, если соответствующий орган вообще не принимал решения по этому вопросу, эффективным способом защиты нарушенного права будет возложение на субъекта властных полномочий обязанности рассмотреть вопрос об утверждении проекта землеустройства.

Как видим, на сегодняшний день в большинстве случаев реализовать свое право на бесплатную приватизацию земельного участка граждане Украины могут исключительно через суд.

 

Юридичне бюро "Лінія права" по материалам Юридической газеты

Схожі публікації

відео/фото галерея