Безопасны ли покупки через интернет: на что нужно обратить внимание? Советы юриста

Дата публікації: вт, 10/06/2020 - 18:10

 

На что следует обратить внимание тем, кто предпочитает интернет-шопинг?

Делать покупки через интернет, а не бегать по магазинам, сегодня предпочитают все больше людей. Такой вид торговли имеет ряд преимуществ, в частности значительно экономит время, силы и деньги покупателя. Но и здесь есть свои «подводные камни».
Чтобы правильно вести себя при покупке товаров через интернет, следует руководствоваться Гражданским кодексом Украины, а именно положениями о договоре купли-продажи, и нормами Закона Украины «О защите прав потребителей». Покупка через интернет - это договор, заключенный на расстоянии, то есть договор, заключенный продавцом (исполнителем) с потребителем с помощью средств дистанционной связи. В целом же интернет-шопинг почти ничем не отличается от обычного договора купли-продажи.

 

На что необходимо всегда обращать внимание при покупке товаров через интернет?

Репутация и добросовестность продавца.

Основной целью продавца является стремление реализовать свой товар. Чтобы привлечь внимание потребителей и заинтересовать своим товаром в интернете, продавец создает сайт или страницу в соцсети. При этом покупатель не знает, кто является действительным собственником (продавцом) товара. Эту информацию он может получить только при наличии реальных контактных данных (адрес, телефон, вид хозяйственной деятельности). Если вся информация о продавце доступна, это дает возможность проверить его наличие в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований на сайте https://usr.minjust.gov.ua/
Также, при необходимости это позволяет связаться с ним, запросить дополнительные документы, а в случае получения некачественного товара или невозврата средств направить в его адрес претензию, а при необходимости обратиться в суд. Ведь если на сайте есть только номер телефона и название сайта, то вы не сможете ни вернуть товар, ни средства, поскольку неизвестно, с кого требовать устранения нарушений ваших прав.

Сведения о товаре и производителе.

Перед тем, как заказать товар, обязательно узнайте всю информацию о продукции. Если данных недостаточно на сайте, спросите у продавца.
 

Вы имеете право потребовать у продавца следующую информацию о товаре:
- основные характеристики продукции: название товара, номинальное количество (массу, объем, размер), условия использования; сведения о содержании вредных для здоровья веществ, генетически модифицированных организмов, наименование и местонахождение изготовителя;
- данные о цене (тарифе), включая плату за доставку, и условия оплаты;
- дату изготовления;
- сведения об условиях хранения;
- гарантийные обязательства производителя (исполнителя);
- срок годности;
- срок доставки товара или предоставления услуги;
- сертификат, если продукция подлежит обязательной сертификации.

Также не забывайте требовать гарантийный талон на товар.

Ведь в течение гарантийного срока производитель или продавец берет на себя обязательства по бесплатному ремонту или замены соответствующей продукции.
Актуально техники: проверьте документы на товар, они должны быть с украинским переводом (иначе перед вами - контрабанда, и никаких гарантий на нее нет).

Оплата товара и его доставка.

Никогда не перечисляйте всю сумму вперед! Осуществляйте оплату по факту получения товара после его осмотра и проверки. Если вы заказали доставку товара курьером, проследите, чтобы он предоставил вам товарный чек с печатью продавца, и при необходимости товарный талон и сертификаты на товар. Осмотрите (протестируйте) доставленный товар. Убедитесь, что к нему прилагаются все чеки. Только после этого оплачивайте покупку.
Если продавец таки требует уплату части или всей суммы средств, воспользуйтесь отдельной кредитной картой с ограниченной суммой средств. В назначении платежа обязательно укажите за что и кому платите. Отправьте по электронной почте продавца скан-копию платежного документа и требуйте от него письменного или по электронной почте подтверждения получения такой оплаты.
Обязательно сохраняйте все документы, подтверждающие связь с продавцом и факт оплаты товара. Это может быть электронная переписка, скриншот страницы сайта с выбранным вами товаром, доказательство оплаты (электронная квитанция).
Право на возврат товара. Покупатель имеет право расторгнуть заключенный через интернет договор и вернуть товар в течение 14 дней с момента получения товара. По истечении этого срока возврат возможен только по гарантии. Это правило распространяется на непродовольственные товары надлежащего качества при условии, что они не использовались и сохранили товарный вид, потребительские свойства и ярлыки. Также у покупателя должен быть в наличии расчетный документ (чек).
 

В интересах потребителей Кабмин Украины утвердил «Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату)». Поэтому вернуть продукцию и получить назад свои деньги можно далеко не всех групп товаров. В список «невозврата» попали все продовольственные товары (еда, напитки, алкоголь, табачные изделия), лекарства, медицинские инструменты, приборы и аппараты, предметы санитарной гигиены. Также обмену и возврату не подлежат некоторые непродовольственные товары: постельное и нательное белье, косметика, парфюмерия, товары для новорожденных, ювелирные изделия, печатная продукция и прочее.

Учтите и то, что товар, приобретенный через интернет, вы будете доставлять в магазин уже сами. Если же покупали вещь по подарочным сертификатам, то вернуть товар в таком случае может оказаться очень непросто, поскольку законодательно этот вопрос не урегулирован. Поэтому решать, возвращать вам деньги или обменивать этот товар на другой будут в торговой точке, которая выпустила такой сертификат.

Любые расходы, связанные с возвратом продукции, возлагаются именно на продавца. Если продавец не возвращает уплаченные средства за товар или услугу в случае расторжения договора, покупатель вправе начислять неустойку в размере 1% от стоимости продукции (услуги) за каждый день задержки возврата средств.

Возможность заменить товар.

Законодательство предусматривает возможность замены продавцом товара при его отсутствии другим. Об этом покупателя должны сообщить перед заключением договора.
Продавец может заменить товар только тогда, когда одновременно выполняются три условия:

-        другой товар соответствует цели использования заказанного;
-        имеет такую ​​же или лучшее качество;
-        его цена не превышает цены заказанного товара.

Покупатель, реализуя свое право на обмен (возврат) товара, приобретенного через интернет, должен направить в адрес продавца претензию-сообщение с описью вложения в посылку (в пределах 14 дней). Сложность в возвращении товара может возникать из-за целостности его коробки (упаковки). Довольно часто можно встретить такое условие, что товар должен быть полностью укомплектован, а целостность упаковки должна соответствовать той, которая была на момент продажи. Однако, как же можно проверить качество товара, если сначала его нужно распаковать?
Обратите внимание на то, что вы имеете право на ознакомление с содержанием посылки. Однако следует учитывать, что товар при возвращении (обмене) должен быть в его изначальной комплектации, иначе это сделать гораздо сложнее.
 

Типичная ситуация возврата товара, приобретенного через интернет.

Ирина заказала комплект детской одежды в интернет-магазине. Курьер привез товар и поехал, правда, оставил товарный чек с печатью. После примерки оказалось, что размер не подходит, поэтому Ирина решила вернуть товар. Все ярлыки сохранились, чек у нее был. Менеджер магазина по телефону предложила отправить товар по почте, а деньги они обещали отправить почтовым переводом на имя покупателя в течение двух недель. Но Ирина так и не получила четкого ответа на вопрос, будет ли возмещена стоимость пересылки.

Правовая оценка действий покупателя: Ирина может расторгнуть договор купли-продажи, то есть вернуть товар и получить обратно деньги в течение 14 дней со дня получения товара (документ для подтверждения - товарный чек). При этом Ирина должна узнать у продавца о месте, где товар можно вернуть. Возможность вернуть его по почте обусловливается ат ать, ать товар был направлен покупателю по почте.
Любые расходы, связанные с возвратом продукции, возлагаются на продавца. Если же покупатель осуществляет доставку товара продавцу за свой счет, продавец должен возместить все расходы, связанные с возвратом товара.
В случае приобретения на расстоянии продавец имеет право вернуть покупателю деньги в течение 30 дней с момента уведомления покупателем о желании расторгнуть договор.

 

Какими должны ать ваши действия в случае «неудачной» покупки через Интернет?

Не единичны сейчас случаи мошенничества в интернете, такие как:
1. Вы оплатили товар - товар не получили - деньги возвращать не собираются.
2. Товар назад не принимают в течение 14 дней.
3. Товар не ремонтируют по гарантии.

Вы имеете право обратиться с заявлением о мошенничестве в полицию. Также можете обратиться в Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (http://www.consumer.gov.ua).

Но, как показывает практика, эти действия не всегда дают желаемый результат. Поэтому, если у вас есть информация о продавце или производителе, есть подтверждение оплаты товара, то лучший способ защитить свои права - это обратиться с письменной претензией к продавцу, где указать о суммах начисления штрафа.
В случае получения отказа на претензию - решить спор через суд. Следует отметить, что судебный сбор за подачу искового заявления о защите прав потребителей не уплачивается.

Совершайте покупки через интернет обдуманно, неторопливо и руководствуясь нашими советами!

 

Юридическое бюро "Линия права"

Схожі публікації

відео / фото