Как уберечься от мобильного мошенничества?

Дата публікації: вт, 01/05/2021 - 13:12

 

Победа в акции.

На Ваш номер приходит SMS-сообщение от мобильного оператора или магазина, Вы победили в акции, но для того чтобы получить выигрыш Вы должны на определенный номер перевести средства, отправить сообщение или позвонить.

Ваши действия: если Вам пришло это сообщение, не спешите выполнять указанные в нем действия. Проверить наличие акций мобильных операторов или магазинов довольно просто. Необходимо зайти на официальный сайт или позвонить на контактный номер оператора или магазина и уточнить все детали.

 

Изготовление дубликата SIM-карты с целью завладения средствами, находящимися на карточном счете.

На Ваш мобильный номер звонят с неизвестных номеров и, не дождавшись ответа, прерывают звонок, а Вы перезваниваете. После чего мошенник звонит Вашему оператору и блокирует номер телефона в связи с его потерей.

Впоследствии мошенник повторно звонит мобильному оператору, который обслуживает SIM-карты и с целью получения дубликата ранее заблокированной SIM-карты отвечает на вопросы оператора для подтверждения, что именно он является владельцем карты. В большинстве случаев вопросы касаются последних номеров абонентов, с которыми общался клиент, и когда в последний раз пополнялся счет и тому подобное.

Далее мошенник получает дубликат SIM-карты и доступ к мобильным приложениям, в том числе и контроль над финансовыми операциями.

Ваши действия:

  • не звонить и не отвечать на звонки с неизвестных номеров;
  • не указывать номер мобильного телефона, закрепленный за платежной карточкой в объявлениях;
  • не разглашать номера мобильных телефонов близких посторонним лицам;
  • не передавать третьим лицам SMS-коды, которые Вам поступают на номер;
  • обратиться к оператору мобильной связи с заявлением о том, что дубликат SIM-карты может быть выдан только при наличии паспорта с соответствующими реквизитами, или перейти на контрактное обслуживание номера.

 

Звонок от сотрудника банка.

Чаще всего мошенники работают по такой схеме: звонят и сообщают о попытке осуществления атаки на Ваш карточный счет, похищение с него средств, или необходимость продолжения действия кредитной карты или повышение кредитного лимита на ней. Лицо, звонит, представляется работником банка или службы охраны банка.

Для того чтобы завладеть Вашими средствами им необходима следующая информация: пароль от банковской карты; секретное слово, SMS-код, который пришел на номер мобильного телефона, номер банковской карты, срок ее действия, CVV2-код и тому подобное.

После чего Вам поступает на номер мобильного телефона SMS-сообщения о снятии средств со счета и для того, чтобы избежать атаки на карточный счет необходимо подойти к ближайшему банкомату или терминалу, ввести специальную комбинацию и SMS-код, который придет Вам на номер. Однако, если выполнить все действия, мошенники завладеют средствами с Вашего счета.

Ваши действия:

  • работник банка не имеет права выяснять или уточнять личные данные клиента;
  • никогда никому не сообщайте номер банковской карты, срок ее действия, CVV2-код, а также пароли, поступающие в SMS-сообщении;
  • позвоните на контактный номер Вашего банка и выясните, действительно ли происходила атака на карту и нужно ли ее перевыпустить;
  • оставьте заявку оператору, что с Вашим карточным счетом пытались совершить мошеннические действия и заблокируйте карточку.

 

С Вашим родственником случилась беда.

На Ваш номер звонит лицо, назвавшись знакомым Вашего родственника, или представителем правоохранительных органов сообщает, что Ваш родственник задержан за совершение уголовного преступления, но есть возможность решить данный вопрос за определенную сумму денег. Данные средства необходимо либо сбросить на карточный счет, или подвезти в определенное место, или отдать их третьему лицу, за ними приедет.

Ваши действия:

  • не паникуйте;
  • спросите должность лица, которое Вам звонит (если предварительно оно отметило, что работает в правоохранительном органе) и в какой именно отдел полиции доставлен Ваш родственник. Как правило, после таких вопросов мошенник попытается манипулировать Вами и оказывать давление, отмечая что Вашему родственнику «светит реальный срок и его посадят»;
  • не сообщайте информацию о себе и своих близких;
  • срочно завершите разговор и позвоните тому родственнику, по поводу задержания которого сообщили (если есть возможность во время разговора с мошенником, параллельно позвоните Вашему родственнику)
  • сообщите в Департамент киберполиции Национальной полиции Украины (https://cyberpolice.gov.ua/contacts/) о попытке совершения мошенничества.

 

Фишинг.

Такой вид мошенничества происходит с использованием фишинговых сайтов. Мошенники создают фальшивые сайты в сети Интернет, где предлагают приобрести товары или оказать услуги с использованием больших скидок или выгодных акций.

Однако, вместо уплаты средств с использованием специальных программ на карточный счет покупателя или поставщика услуг покупателю предлагают прислать деньги на номер мобильного телефона - «финансовый номер».

Клиент переводит средства на соответствующий номер, с которого злоумышленники выводят деньги через официальные сайты на другие счета и снимают их с банкоматов, а покупатель остается без товара или услуги и средств.

Ваши действия:

  • совершать покупки через проверенные веб-сайты;
  • ознакомиться в сети Интернет с отзывами на данные веб-сайты;
  • пользоваться при покупке товара услугой «наложенный платеж»;
  • проверить фальшивые вебсайты можно на сервисе Департамента киберполиции Национальной полиции Украины STOP FRAUD (https://cyberpolice.gov.ua/stopfraud/) или в Черном списке сайтов-мошенников (https://www.ema.com.ua/citizens/blacklist /).

 

Ошибочное пополнение мобильного телефона.

На Ваш мобильный телефон приходит SMS-сообщение с незнакомого номера мобильного телефона, Ваш мобильный счет пополнен на определенную сумму. После чего Вам звонят и просят вернуть деньги на банковский счет или номер мобильного телефона, поскольку ошибочно ввели не тот номер.

Ваши действия:

  • SMS-сообщение о пополнении счета может поступать только с номера оператора мобильной связи (как правило, они соответственно обозначены «Kyivstar», «Vodafone» и т.п.);
  • проверьте состояние Вашего мобильного счета. Если деньги не зачислялись, то требуйте копию квитанции, которая подтвердит пополнение именно Вашего счета.

 

Онлайн-шопинг.

Делать покупки онлайн очень выгодно. Для мошенника это тоже очень выгодно, поскольку он может замаскироваться как под продавца так и под покупателя.

Во время мошеннических действий продавец может предлагать заниженную стоимость товара, выгодные акции, просить Вас снять лимит по карточке для проведения оплаты, ведь ему об этом поступило извещение от банка и предупреждает, что сейчас Вам придет SMS-сообщение для подтверждения заказа, оформления услуги или оплаты товара.

Ваши действия:

  • спросите характеристики товара;
  • не разглашайте сведения Вашего карточного счета (сообщение 16-значного номера Вашей карты будет достаточно для проведения платежа)
  • пользуйтесь при покупке товара услугой «наложенный платеж»;
  • проверяйте фальшивые вебсайты на сервисе Департамента киберполиции Национальной полиции Украины STOP FRAUD (https://cyberpolice.gov.ua/stopfraud/) или в Черном списке сайтов-мошенников (https://www.ema.com.ua/citizens/blacklist/ ).

 

Мобильный телефон стал для людей очень удобным и полезным аксессуаром, но также может быть эффективным средством вымогательства мошенниками денег. Поэтому если соблюдать основные правила безопасности при общении с телефонными мошенниками или подозрительными людьми, можно уберечь себя от потери средств. Обязательно проверяйте достоверность перед тем как совершать какие-то действия.

 

Юридичне бюро "Лінія права"

Схожі публікації

відео / фото галерея