Права потребителей пищевых продуктов: разъяснения от юриста

Дата публікації: сб, 04/10/2021 - 09:01

 

В статье детально описаны многие актуальные проблемы, с которыми сталкиваются потребители пищевых продуктов и пути их решения.

 

Имеете ли Вы право на информацию про пищевые продукты, которые покупаете?

6 декабря 2018 ВРУ приняла Закон «Об информации для потребителей о пищевых продуктов». Отныне любой пищевой продукт должен сопровождаться информацией о нем. Информация должна быть точной, достоверной, понятной и находиться непосредственно на упаковке или этикетке.

 

Обязательным для предоставления является следующая информация:

- название продукта, перечень ингредиентов и их количество;

- ингредиенты, которые вызывают аллергию или непереносимость;

- количество продукта в установленных единицах измерения;

- минимальный срок годности или дата «принять к»;

- любые специальные условия хранения и/или использования;

- наименование и местонахождение оператора рынка или импортера;

- страна или место происхождения;

- инструкции по использованию;

- фактическое содержание спирта в напитке;

- информация о питательной ценности.

 

Вы разбили бутылку в супермаркете. Что делать?

Согласно Гражданскому кодексу Украины, пока продукция не приобретена, риск повреждения лежит на владельце/магазине.

Если администрация/охрана магазина настаивает на оплате поврежденного товара - требуйте составить акт о нанесении вреда и предоставить факты, доказывающие вашу вину.

Вина покупателя и обязанность заплатить за уничтоженный или поврежденный товар устанавливается судом. На месте ничего не оплачивается, только фиксируется.

Если администрация/охрана магазина не выпускает Вас из помещения - ссылайтесь на Закон Украины «О защите прав потребителей», которым запрещается требование оплаты продукции без согласия потребителя.

Когда после всех аргументов Вас заставляют платить за разбитый/поврежденный товар и отказываются составить акт нарушения на месте - вызывайте полицию!

 

Продавец отказывается совершить безналичный расчет за покупку товара?

Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сфере продажи товаров (услуг) и которые используют регистраторы расчетных операций (РРО), должны обеспечить прием электронных платежных средств. Другие субъекты хозяйствования могут использовать платежные терминалы по собственному желанию.

Если Вам отказали в расчете банковской картой - обратитесь с жалобой на горячую линию Госпродпотребслужбы и требуйте применения к продавцу санкций за нарушение положений Закона «О защите прав потребителей».

Штраф полагается за отказ осуществить безналичный расчет или отсутствие POS-терминала там, где он должен быть. Перечень таких мест определен постановлением КМУ №878 от 29 сентября 2010 года.

Платежные карты могут не принимать магазины и кафе, оборудованные кассовыми аппаратами, если их торговая площадь меньше 20 кв.м (кроме заправок) или если они находятся в населенных пунктах, где проживает менее 25 000 человек. Также платежные терминалы могут не иметь столовые на предприятиях, в учебных заведениях и воинских частях.

 

Если цена товара (услуги) на ценнике и чеке не совпадает?

Информация о цене должна быть предоставлена потребителю до приобретения товара (услуги).

Ценник должен быть:

- четкий и простой для понимания.

- отражать цену каждой единицы или категории продукции.

- включать все налоги и платежи, уплачиваемые при приобретении.

ПОМНИТЕ! Нечеткие или двусмысленные положения договоров с потребителями толкуются в пользу потребителя.

 

При возникновении недоразумений при расчете за товар:

1) Обратитесь в администрацию магазина с требованием вернуть разницу между ценой на ценнике и в чеке.

2) В случае отказа - обратиться с заявлением о нарушении своих прав в территориальные органы Госпродпотребслужбы или в суд по месту жительства.

 

На товаре отсутствует маркировка на украинском языке. Что делать?

Все товары, находящиеся в обращении на территории Украины, должны маркироваться на государственном языке.

Если на товаре отсутствует маркировка на украинском языке - такой товар является фальсифицированным или он был завезен в Украину с нарушением таможенных правил. Это означает, что он может не соответствовать требованиям законодательства о безопасности и отдельным показателям качества.

 

Как действовать, если заказ не соответствует изображению в меню?

Если в заведении питания Вам принесли заказ:

- который по внешнему виду не соответствует изображенному в меню (кроме случаев, если продавец отмечает возможные различия во внешнем виде)

- содержащий ингредиенты, не указанные в меню или посторонние предметы

- явно не пригодный для употребления (испорченное, несвежее)

- с существенным опозданием (если официант заранее заверил, что блюдо принесут в течение конкретного времени)

можно не платить за заказанное блюдо и требовать бесплатно заменить его на другое.

 

Если администрация заведения отказывается бесплатно заменить блюдо:

1) Оплатите блюдо и зафиксируйте доказательства нарушения ваших прав: сфотографируйте блюдо, изображение в меню, сохраните чек.

2) Обратитесь с заявлением о нарушении своих прав в территориальные органы Госпродпотребслужбы Украины или в суд по месту жительства.

Если Вы купили продукт с просроченным сроком годности?

Требуйте у продавца заменить его на подходящий или вернуть уплаченные средства. Для замены товара обязательно предъявите чек, подтверждающий покупку.

Если Вы приобрели пригодный продукт, но по внешним признакам он кажется испорченным - это может свидетельствовать о нарушении условий хранения или подделки даты изготовления. Вы можете заменить такой товар или вернуть уплаченные за него деньги.

 

Куда обращаться за помощью?

Если соблюдение этих рекомендаций не помогло, и Ваше право было нарушено - обращайтесь:

Круглосуточная горячая линия Госпродпотребслужбы:

- 044364 77 80

Адреса (телефоны) территориальных органов Госпродпотребслужбы

- www.consumer.gov.ua.

 

Юридичне бюро "Лінія права"

Схожі публікації

відео / фото галерея