Правовой Навигатор Водителя: Правила дорожного движения. Общие положения

Дата публікації: нд, 02/07/2021 - 10:33

 

Правила Дорожного Движения (ПДД) в соответствии с Законом Украины "Про дорожній рух" устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Украины.

Другие нормативные акты, которые касаются особенностей дорожного движения (перевозка спецгрузов, эксплуатация транспортных средств отдельных видов, движение на закрытой территории и т.п.), должны основываться на требованиях данных Правил.

Правилами устанавливается единый порядок дорожного движения на всей территории Украины, который соответствует международным нормам, установленным Конвенцией о дорожном движении и Конвенцией о дорожных знаках и сигналах. В силу этого все водительские удостоверения, выданные в нашей стране, признаются в других странах!
Действие ПДД нельзя отделить от другого законодательства. Иерархию возглавляет Конституция, верховенствующая над законами и постановлениями правительства.
Если возникают противоречия между законами и Правилами, выполняются требования законов.

В Украине установлено правостороннее движение транспортных средств.
В соответствии с предписаниями Закона "Про дорожній рух" на территории Украины не допускаются к участию в дорожном движении транспортные средства с правым расположением руля.

Водители обязаны быть особенно внимательными к таким категориям участников дорожного движения, как велосипедисты, лица, передвигающиеся в креслах колесных, и пешеходы.

Все участники дорожного движения должны быть особенно осторожными по отношению к детям, пожилым людям и лицам с явными признаками инвалидности.
Упомянутые участники дорожного движения в силу определенных обстоятельств не всегда могут выполнить требования ПДД или недостаточно осознают, что они своими действиями создают опасность или препятствие для других участников дорожного движения.

Законодательством установлена ответственность за создание на дороге препятствий.

Например, любые шлагбаумы или устройства не могут ограничивать движение вашего автомобиля или въезд на любую территорию, если нет разрешения собственника дороги.

Лица, нарушающие данные Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Действия водителя, нарушившего ПДД, в зависимости от последствий могут квалифицироваться по административному, уголовному или гражданскому праву.

Административное – предусматривает наложение штрафа, лишение права управления, общественные работы или административный арест. Решение по штрафам принимают полицейские, а в остальном - только суды.

Уголовная ответственность - наступает в результате дорожно-транспортных происшествий, если есть погибшие, средние телесные повреждения или тяжкие.
Легкие телесные повреждения характеризуются потерей работоспособности пострадавшего до трех недель.

Если в результате ДТП возник материальный ущерб, наряду с административной или уголовной возникает гражданская ответственность, которая носит компенсационный характер. Нанесший ущерб должен его возместить пострадавшему.


Некоторые термины и их смысл в ПДД:

водитель - лицо, управляющее транспортным средством и имеющее удостоверение водителя (удостоверение тракториста-машиниста, временное разрешение на право управления транспортным средством, временный талон на право управления транспортным средством) соответствующей категории. Водителем также является лицо, которое обучает управлению транспортным средством, находясь непосредственно в транспортном средстве.

В этом вопросе часто возникают споры, поскольку в законодательстве нет разъяснения – что означает "управление". Ведь не всякий, сидящий на месте водителя, является водителем.
На практике встречаются утверждения, что такое лицо может в любой момент начать движение, и потому является водителем. С этим нельзя согласиться!

Управление – это воздействие на органы управления транспортного средства с целью приведения в подвижное состояние. О верности подобного утверждения свидетельствует и судебная практика.

дорожно-транспортное происшествие - событие, которое произошло во время движения транспортного средства, вследствие которого погибли или ранены люди или причинен материальный ущерб.

Определение этого термина является слишком обобщенным. Поэтому во время наезда на любое препятствие, к примеру столб на парковке, у пострадавшего возникает резонный вопрос - почему вызванная полиция обвиняет в совершении ДТП, изымая права? Ведь кроме него никто не пострадал.

В поисках ответа следует понимать, что Правилами четко обозначены признаки ДТП - движение самого транспортного средства и материальный ущерб. При этом не важно, кому ущерб причинен - самому водителю или третьим лицам.

Возникают вопросы и при наезде на животных или птицу. Гражданским кодексом установлено, что объектом права является лишь животное. Это означает, что наезд на курицу или иную домашнюю птицу к ДТП не относится. А ответственность за аварию с участием животного будет нести его владелец.

маршрутные транспортные средства (транспортные средства общего пользования) - автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи и такси, движущиеся по установленным маршрутам и имеющие определенные места на дороге для посадки (высадки) пассажиров.

В некоторых ситуациях ПДД содержат исключения для данного вида транспортных средств, позволяя им нарушать требования дорожных знаков или предоставляя единственное преимущество перед другими транспортными средствами - при начале движения с остановки, если она находится в специальном углублении на проезжей части - "заездном кармане".

оставление места дорожно-транспортного происшествия - действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения полицейскими мероприятий по установлению (розыску) этого участника и (или) розыску транспортного средства.

В практике оставления мест дорожных аварий существует немало примеров, когда водитель считает, что ДТП не было, а потому речи о бегстве быть не может. Чаще всего это происходит, если водитель считает, что повреждения незначительные.

И здесь надо понимать, законодательством не оговорена степень повреждений, и в случае любого контакта транспортных средств между собой покидать место аварии можно, лишь соблюдая требования Правил.

островок безопасности - техническое средство регулирования дорожного движения на наземных пешеходных переходах, конструктивно выделенное над проезжей частью дороги и предназначенное в качестве защитного элемента для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности относится часть разделительной полосы, через которую пролегает пешеходный переход.

Вопреки законодательству островки безопасности, возвышающиеся над дорожным полотном, часто не имеют светоотражающей разметки или освещения и являются источником повышенной опасности для водителя.

В случае наезда на такой островок, ответственность за возникшие убытки должна возлагаться на организацию, управляющую данным участком дороги или обслуживающую его.

препятствие для движения - неподвижный объект в пределах полосы движения транспортного средства или объект, движущийся попутно в пределах этой полосы (за исключением транспортного средства, движущегося навстречу общему потоку) и вынуждающий водителя маневрировать или уменьшать скорость вплоть до остановки.

Водитель вправе отступать от некоторых требований ПДД, если на дороге возникает препятствие для движения. В частности, может выезжать на полосу встречного движения, нарушая запрет сплошной линии разметки или дорожного знака, запрещающего обгон.

Препятствием для движения может быть все что угодно - дорожные ямы, наплывы, посторонние предметы на дороге и пр. Национальный стандарт ДСТУ 3587-97 оговаривает - глубина дорожной ямы (выбоины) не должна превышать 4-6 см, в зависимости от категории дороги, а высота наплыва 2-4 см.
Препятствием, движущимся попутно в пределах полосы, считается любое транспортное средство, скорость которого менее 30 км/ч. В конвенции эта скорость несколько выше - 40 км/ч.

уступить дорогу - требование к участнику дорожного движения не продолжать или не возобновлять движение, не осуществлять каких-либо маневров (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения), если это может вынудить других участников дорожного движения, имеющих преимущество, изменить направление движения или скорость.

Невыполнение данного требования может привести к созданию аварийной обстановки, предусматривающей лишение виновника права управления транспортными средствами.

Точное определение термина "аварийная обстановка" дано в статье 122 Кодекса об административных правонарушениях - это обстановка, при которой участники дорожного движения вынуждены резко менять скорость, направление движения или принимать другие меры по обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан.

Кстати, опытные водители руководствуются правилом - ни одно преимущество на перекрестке не стоит твоей жизни!

 

пдд
 
Владимир Караваев, правозащитник, эксперт World Bank EaP Transport Panel по законодательному обеспечению безопасности дорожного движения

Ознакомиться с полным списком терминов, а также узнать много полезной информации участникам дорожного движения можно, оформив Правовой Навигатор Водителя (обновленная версия - 2021)

Электронная почта для заявки: 100-argumentov@ukr.net

 

Схожі публікації

відео / фото