Сломался лифт, застройщик и управляющая компания отказываются чинить. Как правильно оформить претензию?

Дата публікації: вт, 04/06/2021 - 18:31

 

Вопрос:

Жилой многоквартирный дом. У застройщика есть управляющая компания которая обслуживает данный дом. ОСББ нет, так как дом введен в эксплуатацию частично и застройщиком не выполнены обязательства в сумме более 4 млн. грн. Договоров с обслуживающей компанией также нет.

В одном из подъездов сломался лифт, стоимость ремонта после экспертизы составляет более 20 тыс. грн. Застройщик отказывается чинить лифт за свои средства и уклоняется вступать в какие либо переговоры с жильцами дома. Жильцы готовы скинуться деньгами на ремонт лифта, но тут возникает плохой прецедент, что в случае следующей аварийной ситуации жильцы будут постоянно устранять ее за свой счет. 

Как юридически грамотно поступить в данной ситуации и вынудить застройщика или починить лифт, или компенсировать затраты жильцам в будущем, если они починят лифт за свои средства?

Какая последовательность действий жильцов, и кто может выступать истцом, если учесть что, договоров с управляющей компанией нет?

Было бы идеально, если бы Вы описали возможные варианты и порядок действий жильцов, так если бы ваша семья жила в этом доме со сломанным лифтом.

 

В идеале, застройщик должен уйти, а управление домом перейти к ОСББ. Но остается открытым вопрос невыполненных обязательств застройщика.

У застройщика в доме остались нераспроданные квартиры, также в собственности есть большой участок земли прилегающий к дому. Существует ли возможность наложить арест на имущество застройщика и в дальнейшем выставить его на торги, чтобы погасить невыполненные обязательства застройщика?


Ответ:

Ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию лифтов возлагается на их владельцев.

Вы как потребитель вправе письменно уведомить исполнителя услуг о неисправности лифта. Пунктом 5.5.5. Правил содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 17.05.05 г. № 76, определено, что содержание и ремонт лифтов осуществляет исполнитель услуг или по договору - специализированная организация. Исполнитель имеет право самостоятельно содержать и ремонтировать лифты при наличии соответствующих разрешений, полученных в соответствии с постановлением КМУ от 15.10.03 г. № 1631 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений Государственным комитетом по надзору за охраной труда и его территориальными органами».

Правилами создания и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденными приказом Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 01.09.08 г. № 190 определены следующие виды технического осмотра лифтов и их содержание: первичный (полный) проводят после установки лифта перед вводом его в эксплуатацию; периодический (дежурный) технический осмотр лифта (не реже одного раза в 24 месяца); внеочередной.

Внеочередной технический осмотр лифта проводят в случае:

  1. Введения его в эксплуатацию после ремонта, реконструкции или модернизации;
  2. Перерыва в эксплуатации более чем на 12 месяцев;
  3. Демонтажа и установки на новом месте;
  4. Окончания предельного срока эксплуатации (с применением видов работ, которые не проводились в ходе экспертного обследования);
  5. Эксплуатационного или деградационного отказа, выявления износа (механического или коррозионного), остаточной деформации, трещин, других повреждений частей, деталей или их элементов;
  6. Аварии или повреждения, вызванного чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера.
  7.  

На устранение неисправностей, которые не связаны с капремонтом, отводится 48 часов с момента подачи заявки.

Управляющая компания должна проинформировать, сколько времени потребуется на ремонт. За время простоя жителям должен быть сделан перерасчет.

Нужно проверить, есть ли у управляющей компании контракт с лифтовой ремонтно-обслуживающей организацией. Ответ на этот вопрос могут дать в местном исполкоме. Туда же нужно писать и коллективную жалобу на управителя. В органах местного самоуправления находится вся информация о том, кто и на каких основаниях является управителем вашего дома. Если управителя нет, то исполком сам его назначает.

 

Итак, что нужно сделать:

Заявление на имя начальника управляющей кампании. Потребитель имеет право вызвать представителя управляющей кампании для составления и подписания акта-претензии о нерабочем лифте. Если никто из представителей управителя не прибыл, составляете акт самостоятельно за подписью жильцов - совладельцев дома.

Далее пишете запрос на управляющую кампанию с требованием выяснить причину поломки и устранить ее в кратчайшие сроки. Запрос от имени любого совладельца, или коллективный запрос. По почте ценным письмом с описью вложения, или заносите в их офис, и просите поставить на втором экземпляре отметку о вручении.

Параллельно - жалоба в исполком.

В случае игнорирования ваших требований на протяжении 30 дней с момента вручения запроса - иск в суд. Можно подать иск как от имени любого совладельца (кроме жителей первого этажа), так и коллективный иск. Перед подачей иска нужно составить акт о неисправности лифта. Подписать его могут все жители дома. Засвидетельствовать этот акт нужно в органах местного самоуправления - горсовет, исполком. Желательно составить два акта - один до отправления запросов и жалоб, второй перед подачей иска.

 

Что касается наложения ареста на имущество - из-за суммы в 20 тысяч практически нереально.

Что касается управления домом ОСББ - для начала, нужно создать это ОСББ, потом на общем собрании решить вопрос с управителем. Это затянется надолго, а работающий лифт нужен уже сейчас, так что действуйте.

 

ава
 
 
Юрист Дмитро Дончак
B2BConsult всеукраїнський онлайн сервіс консультацій із законодавства

Схожі публікації

Ділянка під багатоквартирною новобудовою в оренді або власності забудовника - які переваги та недоліки?
Майно багатоквартирного будинку: що кому належить?
Встановлення індивідуального опалення в окремій квартирі багатоквартирного будинку
Чи можна стягнути моральну шкоду з забудовника, який невчасно здав об’єкт
Затверджені нові Правила надання послуги з управління багатоквартирним будинком
Хто відшкодує шкоду, спричинену залиттям квартири через неналежний стан покрівлі будинку?
Як мешканцям багатоквартирних будинків погасити борги перед ОСББ ?
Возможно ли получить в собственность подвальное помещение в многоквартирном доме?
Затверджено нові правила розміщення газових котлів у нових багатоквартирних будинках, — Зубко
Відповідальність за завдану майнову шкоду внаслідок залиття квартир з причини неналежного стану даху

відео/фото галерея