Совместный бизнес: почему конфликтуют партнеры и как договариваться

Каждая бизнес-лодка, в которой больше одного человека, рано или поздно ударяется о подводные камни конфликтов. Иногда они оказываются айсбергами, коварно затягивающими и саму лодку, и всех её пассажиров на дно. И, если раньше бизнес-лодки приходилось мастерить из подручных материалов, то сегодня  появляются новые подходы к построению устойчивого совместного бизнеса.

Почему конфликт неизбежен

Бизнес-отношения всегда начинаются на позитиве - люди добровольно выбирают друг друга, чтобы вместе создать что-то новое. Пока только в идеальном мире партнеры на старте фиксируют все правила игры в уставе и корпоративном договоре. В реальности же часто обходятся так называемыми “договоренностями на салфетке”, когда документы составляются формально, а условия сотрудничества  фиксируются устно.

Первая причина такой беспечности - эмоциональный подъем от предвкушения нового и избегание неловких ситуаций. Вроде такого: “ну как же, мы с Сергеем сто лет знакомы, он отличный парень, верю ему, как себе - не нужны нам эти бумажки, будем вместе трудиться в поте лица и делить доходы поровну!”.

Вторая причина - уверенность, что сейчас ещё можно вести дела “по понятиям”. Это нивелирует смысл любых формальных договоренностей. В основном те, кто начинал бизнес в 90-е, уверены, что если у них в друзьях прокурор, а в баньке они парились с начальником налоговой и КРУ, то они - неприкасаемы и все могут “порешать”. Но это - заблуждение. Потому что ткань корпоративных отношений слишком сложная и ничего здесь не решается одним ходом. А количество противодействий, которые может создать оппонент - настолько многообразно, что даже имея все связи мира, им не так просто противостоять.

Как показывает опыт, договоренности “на салфетке” с течением времени растворяются. И партнеры искренне начинают упрекать друг друга в неправильных позициях, подозревать в мошенничестве или обвинять в безделье.

Почему так происходит практически всегда, прояснил Евгений Медреш, психотерапевт и консультант по организационному развитию:

“Принимая решение идти в бизнес, очень мало кто понимает, что же его, на самом деле, так в этом привлекает. Деньги - лишь средство.

Кто-то решает создать бизнес, чтобы почувствовать себя отцом-основателем. Другие - приходят сюда за тусовкой, за интригой. Для кого-то свое дело становится берлогой, местом, где можно спрятаться от тягот жизни, от ворчливого мужа или бытовых проблем. Часто люди пытаются в бизнесе реализовать для себя возможности управлять, быть главным, раздающим приказы - таким себе полководцем, ведущим несмышленышей-подчиненных за собой. Конечно, многие, открывая свой бизнес видят в нем возможности для своей безопасности: материальной, физической и даже психологической. А другим важно стать славными, знаменитыми и вообще спасти мир, пусть даже в ущерб своему кошельку и здоровью!”

Похоже, что именно в этом кроется основная причина всех конфликтов, и корпоративных - в первую очередь. Мы далеко не всегда знаем о настоящих потребностях и желаниях наших потенциальных партнеров. Да и свои мотивы иногда понять довольно сложно. Бывает так, что договоренности в общих чертах закреплены, но разное их толкование становятся базой для конфликта. Но в корпоративных конфликтах мало кто побеждает: она всегда разрушительна и стоит очень дорого для каждого её участника.

Конфликт неизбежен, потому что люди меняются, становятся другими или просто проявляются их ранее скрытые потребности. А они могут уже не так хорошо сочетаться с мнением бизнес-партнеров. Нечеткие, неоднозначные и тем более, не зафиксированные юридически договоренности о совместном ведении бизнеса становятся почвой для эскалации и усложнения корпоративных конфликтов.

Как уменьшить разрушительную силу корпоративного конфликта

Когда собственники бизнеса не могут договориться, блокируется дальнейшая работа всей компании - ведь целый набор решений, согласно закону и уставу, принимается коллегиально. Из-за этого начинает падать прибыль - и как правило, такой бизнес ждет стагнация, поглощение или разрушение.

1. Холодный расчёт при разрешении конфликта. Медиаторы и конфликтологи любой конфликт считают потенциальной точкой развития. В США и Европе развит институт медиации, в рамках которого специалисты помогают конфликтующим сторонам выходить из противостояния с минимальными потерями, а иногда и с более продуктивными отношениями, чем до конфликта. Работая с медиатором, оппоненты могут прояснить и четко формулировать свои желания. Это становится отправной точкой в дальнейшем разрешении проблемной ситуации.

Как говорит Евгений Медреш: “Истинное значения бизнеса в нашей жизни чаще всего мы даже не осознаем. Но когда на это самое истинное значение кто-то или что-то покушаются, мы готовы рвать, метать и выстраивать непробиваемые стены эмоциональной защиты”. Практика любого юриста это подтверждает. Люди способны на самые беспощадные, нерациональные и часто беспринципные поступки по отношению к своему вчерашнему бизнес-партнеру.

В нашей стране только появляются кейсы, когда бизнес-партнеры для разрешения конфликтов привлекают юриста с навыками медиации. Не ждите быстрого результата от такого пути, но он в любом случае гораздо менее затратен, чем любая война. Это дает возможность каждой стороне восстановиться и с использованием нового опыта начать новый бизнес или конструктивно перестроить существующий.

Когда человек находится внутри конфликта, является его активным участником, всё это сложно рассмотреть из-за эмоциональной насыщенности ситуации. Ведь людей в конфликте засасывает в его форму, откуда суть уже и не разглядеть. Посредник же может посмотреть на конфликт с холодными расчетом и с нейтральной позиции.

И все же пока в нашей стране такая практика не очень распространена. Но новое корпоративное законодательство дает собственникам бизнеса намного больше возможностей легально закрепить свои договоренности.

Как договориться до первого конфликта и какие 3 вопроса нужно задать своему бизнес-партнеру смотрите в видео по этой ссылке:  https://youtu.be/qg3e7EzDcJQ

2. Продумывать до мелочей устав и корпоративный договор на старте сотрудничества. Все корпоративные конфликты и их основания - довольно типичны. Экспертам известны формулы их предупреждения и разрешения.

До сих пор Украина жила в парадигме 90-х. Из-за несоответствия законов реальным потребностям бизнеса его собственники чаще всего не фиксировали документально практические вопросы соглашений, детали сотрудничества и особенности распределения доходов. Эти договоренности держались на доброй воле и честном слове участников бизнеса. Кто-то их гарантией считал свой статус (я богатый и влиятельный, меня не посмеют “кинуть”), кто-то - знакомства и связи в различных госорганах (позвоню другу-депутату и он всё порешает) и т.д. Но общество меняется, появляются новые, более зрелые и конструктивные методы ведения бизнеса. Постепенно они изменяют всю сферу.

Принятые в этом году законы об ООО и о корпоративных договорах дают возможности вести бизнес более цивилизованно и ответственно. Теперь партнеры могут выбрать наиболее удобные и выгодные для каждого отдельного случая модели поведения в различных ситуациях - и зафиксировать все это в уставе или корпоративном договоре. И от того, насколько внятно они прописаны, зависит перспектива и потенциал разрешения конфликтов между ними в будущем.

Практический смысл корпоративного договора

Максимально детализированный корпоративный договор это, с одной стороны - иммунитет для долгой жизни бизнеса, с другой - основа для уверенности друг в друге для партнеров по бизнесу.

Перед тем, как вступать в совместный бизнес, важно прояснить истинные потребности всех собственников. Помочь в этом может опытный советник. Пройдите с ним через все возможные реперные точки потенциальных конфликтов в совместном управлении бизнесом, вплоть до вопросов наследования. Не бойтесь проговорить с партнерами, например, что произойдет в случае вашей смерти: ваша жена или ваши дети получат равные доли или кто-то один - всё? как ваши дети войдут в бизнес? и как их примут, в качестве кого?

Благодаря таким вопросам вы поймете, что ваши будущие партнеры на самом деле будут делать, и насколько вам это подходит. Эти, на первый взгляд, мелочи проговаривать и фиксировать очень важно. Потому что общие декларации, всем очевидные на старте (вроде “каждый делает все возможное для развития бизнеса”), с течением времени растворяются и разбиваются о камни реальности.

В этом смысле составление корпдоговора имеет значение не столько юридического инструмента разрешения конфликта, сколько проясняет истинные потребности и намерения участников бизнеса. Ведь в процессе этих переговоров может выяснится, что общих интересов и нет на самом деле. И гораздо проще и дешевле отказаться от совместного бизнеса, где настоящие желания отличаются от заявленных.

Автор: Юридическая компания ILF

Схожі публікації

Галерея