Все штрафы патрульной полиции незаконные -решение Конституционного Суда Украины

Все штрафы патрульной полиции незаконны.

Постановление о наложении административного взыскания является незаконным и подлежит отмене на основании того, что дело было рассмотрено на месте остановки транспортного средства, а не по местонахождению органа, который уполномочил рассматривать такие дела.

Так, в соответствии со ст. 283 КУоАП - рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Согласно ст.276 КУоАП - дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. ВАЖНО: словосочетание «на месте совершения правонарушения» и «по месту его совершения» - не тождественны и имеют разное целевое назначение. Из Решение Конституционного суда Украины от 26 мая 2015 года № 5-рп \ 2015, в котором указано, что: «Анализ положений главы 22 Кодекса в системной связи с положениями его главы 17 указывает на то, что оснований для отождествления места совершение административного правонарушения с местом рассмотрения дела о таком правонарушении нет, а словосочетание «на месте совершения правонарушения» и «по месту его совершения», содержащиеся в статьях 258, 276 Кодекса, имеют разное целевое назначение и разный правовой смысл. В частности, словосочетание «по месту его совершения», примененное в положении части первой статьи 276 Кодекса, согласно которой «дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения», указывает на местонахождение органа, уполномоченного законом рассматривать дело об административном правонарушении в пределах его территориальной юрисдикции согласно административно-территориальному устройству Украины ».

Пунктом 2.3 указанного Решения предусмотрено, что в частях первой, второй статьи 258 Кодекса определены случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется, а административное взыскание налагается и взимается на месте совершения правонарушения, если лицо не оспаривает допущенного им нарушения и административного взыскания, на нее накладывается, а размер штрафа не превышает предусмотренного в Кодексе необлагаемого минимума доходов граждан.

Перечень административных правонарушений, за административные взыскания налагаются на месте их совершения, является исчерпывающим и может быть изменен только законом. Сокращенное производство по делам об указанных административных правонарушениях предусматривает, фиксацию административного правонарушения и наложении административного взыскания на правонарушителя непосредственно на месте его совершения. Применение должностным лицом процедуры сокращенного производства в других случаях, которые не определены законом, то есть рассмотрение дела об административном правонарушении непосредственно на месте его совершения, а не по местонахождению органа, уполномоченного законом рассматривать дело о таком правонарушении, приводит к нарушению процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, закрепленных в статьях 257, 268, 277, 278, 279, 280 Кодекса.

Часть третья ст. 258 КУоАП предусматривает, что работник патрульной полиции может вынести постановление на месте совершения правонарушения, то есть - на месте остановки транспортного средства. Однако, постановление не может быть принято без рассмотрения административного дела. Постановление о привлечении лица к ответственности выносится по результатам рассмотрения дела. Часть третья ст. 258 КУоАП указывает на то, что работник патрульной полиции должен соблюдать требования ст. 283 КУоАП, которая отмечает, что постановление выносится только по результатам рассмотрения дела. Однако, изменения в ст.258 КУоАП, которым предоставлена возможность работникам Национальной полиции не составлять протоколы об административных правонарушениях, и Инструкция № 1395, которым урегулирован порядок оформления административных правонарушений именно в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, вступили в силу позже, чем было принято вышеуказанное решение Конституционного Суда Украины. Указанным нормативным актами не предоставлялось толкования Конституционным Судом Украины.

Итак, предписания постановления Конституционного Суда Украины по делу № 1-11 / 2015 от 26.05.2015 года должны применяться с учетом законодательных изменений, произошедших в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, внесенных Законом Украины от 14.07.2015 года № 596-vии «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения дорожного движения».

 

Тарас Юрист Адвокат Одесса
 

Коментарі
Теги

Схожі публікації

Галерея (відео/фото)