74-летняя КНР: вечно молодая строительница социализма с китайской спецификой?

Дата: 22.08.2024 20:00

Для того, чтобы осознать масштаб проблем, с которыми сталкивается современный Китай, можно отметить, что КНР уже пережила СССР по количеству лет существования, который просуществовал с 30 декабря 1922 года по 26 декабря 1991 года, или 69 лет, тогда как КНР 1 октября 2024 года будет праздновать свое 75-летие. Анализ решений третьего пленума ЦК КПК, прошедшего в июле 2024 года указывает на причины подобного долголетия, а именно – гибкость сознания КПК, отрицание догматизма мышления, смелость находить новые формы существования и развития социализма, добавляя частичку «с китайской спецификой», и нацеленность на конкретный результат – рост благосостояния населения Китая.

Если посмотреть на контекст событий, прошедших между вторым и третьим пленумом ЦК КПК, а это полтора года – с февраля 2023 по июль 2024, то где-то посередине этого промежутка времени СМИ писали о масштабном кризисе в экономике Китая по состоянию на январь 2024 года, который отображался на финансовом рынке. В связи с этим Китаем было принято решение создать «спасательный фонд» для рынка акций на почти 300 млрд долларов (почти 2 трлн юаней), средства для которого планировалось изъять из офшорных счетов китайских госкомпаний, то есть пришло время «собирать камни» – консолидироваться перед будущими испытаниями, чтобы потом уже навязывать экономическую глобализацию на своих условиях, а не встраиваться в западную модель на правах производственной базы западных товаров.

С социальной точки зрения, Китай в общем и целом уже осуществил модернизацию общества, хотя на пленуме как раз говорилось, что этот процесс еще не закончен. Главным доказательством модернизации общества стало выведение 800 млн китайцев из состояния нищеты (согласно отчету Всемирного банка за 2022 год), из которых 300 миллионов – это уже средний класс в Китае. Социализм, будь то в СССР или Китае, в общем и целом стремиться обеспечить население тремя базовыми осязаемыми вещами: жилье, работа и образование. Что касается жилья, его на китайском рынке даже переизбыток, о чем проблемы нескольких крупных застройщиков, ровно так же, как это было в США в середине 2000-х.

Модернизация повысила благосостояние населения, а значит – сделала запросы населения более изысканными, например, в 2010-х годах в Китае произошел бум популярности на частные школы английского языка из-за большой наполненности классов в государственных школах. Правительство в свою очередь видит в такой популярности изучения английского языка и математики возможность для китайского общества, в частности, его молодого поколения. Но, вместе с тем, на пленуме ЦК КПК, в частности, обсуждалась необходимость инвестировать в собственную «мягкую силу», например, популяризацию китайского языка и культуры за границей. Как говорил величайший поет украинского народа Т. Г. Шевченко: «И чужому учитесь, и свое не забывайте».

Забота о предоставлении работы ВСЕМ китайцам стала одной из причин политики «планирования семьи», которая имеет глубокие исторические корни в Китае. Сейчас же, на фоне старения населения и падения рождаемости, стоит ожидать дальнейшие реформы и попытки вновь «отрегулировать» рождаемость в Китае, но теперь в обратную сторону – стоит ожидать стимулирования рождаемости вплоть до выплат матерям.

В тоже время внедрение этой политики освободило женщин, сделало их более активным социально-экономическим участником. Выросла социальная продуктивность женщин, у которых появились возможности для получения качественного образования и реализации успешной профессиональной карьеры - уровень занятости женщин продолжает расти, а сферы занятости продолжают расширяться. Значительно улучшилось экономическое, социальное и семейное положение китайских женщин.

Если сравнить второй и третий пленумы 20-го съезда ЦК КПК, то деятельность второго была направлена на решение проблем и дальнейшую модернизацию китайского государства, важным инструментом которого является борьба с коррупцией. Одним из инструментов борьбы с коррупцией является проверка соблюдения чиновниками «Правил из восьми пунктов», опубликованных в 2012 вскоре после прихода к власти Си Цзиньпина. Вкратце, чиновников наказывают за расточительный образ жизни, нецелевое использование выделенных им ресурсов, а также действительно интересоваться жизнью обычных китайцев. Третий же июльский пленум 2024 года логически продолжил работу над реформами после усиления внутрипартийной дисциплины в рамках второго пленума.

Этот пленум по значимости сравним с третьим пленумом ЦК 11-го созыва (который принял решение о реформировании и открытости). Попытаемся объективно разобраться, что там произошло, какие решения и документы приняты.

Текст коммюнике опубликован, в том числе, на русском языке на сайте МИД Китая. Документ принят 18 июля 2024 года. На зале заседаний присутствовали 199 из 204 членов ЦК КПК и 165 из 172 кандидатов в члены ЦК. С правом совещательного голоса на пленуме присутствовали члены Постоянного комитета Центральной комиссии по проверке дисциплины, ответственные руководители соответствующих структур, часть делегатов XX съезда партии, работающих на низовом уровне, а также группа специалистов и ученых. Пленум проходил под председательством Политбюро ЦК. Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин выступил на пленуме с несколькими речами.

Было принято «Решение ЦК КПК о дальнейшем всестороннем углублении реформ для продвижения китайской модернизации», а Си Цзиньпин представил пояснения к данному Решению.

События на пленуме:

  • Пленум одобрил работу Политбюро ЦК со времен 2-го пленума ЦК КПК 20-го созыва (26-28 февраля 2023 года);

  • Развитие Китая двигается в рамках общей схемы пятиединого строительства (экономического, культурного, политического, социального, экоцивилизационного) и «четырехаспектной всесторонней стратегической концепции» [имеется в виду всестороннее строительство модернизированной социалистической страны, всестороннее углубление реформ, всестороннее обеспечение законности в государстве, всестороннее соблюдение строгой внутрипартийной дисциплины];

  • задекларирована решительность в продолжении курса политики реформ и открытости;

  • были упомянуты некие «новые ожидания народных масс»;

  • задекларирована приверженность идеям «марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, важных идей тройного представительства [2002 года времен председательства Цзян Цзэминя] и научной концепции развития, целиком и полностью претворять в жизнь идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи»;

  • задекларирована приверженность новой концепции развития [которая дополняет взятый ранее политический курс в экономике на развитие трех «И» (инвестиции, инновации и инфраструктура) становлением искусственного интеллекта, цифровизацией и зелеными технологиями];

  • объявлен приоритет поступательного движения вперед при поддержании стабильности [эволюционное, нежели революционное развитие];

  • в тексте коммюнике упоминается следующее предложение: «Необходимо продолжать раскрепощать сознание, реалистически подходить к делу, шагать в ногу со временем, стремиться к истине и заниматься практическими делами, продолжать освобождать и развивать общественные производительные силы, пробуждать и усиливать жизнеспособность общества», а также затем: «учитывая внутреннюю и внешнюю обстановку»;

  • озвучена цель «стимулировать более эффективное соответствие производственных отношений производительным силам, надстройки – экономическому базису, государственного управления – социальному развитию»;

  • «К 2035 году будет полностью сформирована система социалистической рыночной экономики высокого уровня… в основном будет завершена социалистическая модернизация, что позволит заложить прочную основу для полного построения модернизированной социалистической державы к середине нынешнего века»;

  • упоминается словосочетания о «строительстве «Прекрасного Китая» и «строительстве «Спокойного Китая»;

  • к 2029 году (80-й годовщине образования КНР) запланировано выполнение всех поставленных в настоящем Решении задач реформирования;

  • фраза: «совершенствовать системы и механизмы расширения открытости внешнему миру» может свидетельствовать о приверженности построению экспортно-ориентированной экономики, несмотря на логику необходимости постепенного переходу к импортное-ориентированной экономики с мощным внутренним рынком, который потенциально может стать самодостаточным;

  • c одной стороны говорилось о «необходимости более эффективно использовать роль рыночных механизмов, создавать более справедливую и более оживленную рыночную среду», но с другой – «при «целесообразной либерализации» следует осуществлять необходимый контроль, более действенно охранять рыночный порядок, исправлять нарушения в функционировании рынка, обеспечивать бесперебойность циркуляции национальной экономики, чтобы пробуждать внутренние движущие силы и инновационную активность общества»;

  • вслед за тезисами о приверженности рыночных принципов, вслед идет утверждение, что «необходимо неуклонно укреплять и развивать общественный [государственный] сектор экономики»;

  • в польщу переходу к импортно-ориентированной модели экономики свидетельствует следующее утверждение: «Следует формировать единый всекитайский рынок, совершенствовать базовые институты рыночной экономики»;

  • если учесть «механизмы поощрения и ограничения», то, если оперировать более западными макроэкономическими терминами, то данное утверждение указывают на более «кейнсианский» дух данного изречения, который подразумевает вмешательство государства в рыночную экономику;

  • упоминание об укреплении «стрессоустойчивости» экономики, а также «безопасности производственных цепочек и цепочек поставок» указывает на приверженность идеи построения «жемчужного ожерелья» из наблюдательных пунктов и портов вдоль торгового маршрута из Китая в Европу через Суэцкий канал.

  • Много внимания уделено вопросам кадровой политики, и тут известно, что материковый Китай активно привлекает инженеров из Тайваня, что вызывает обеспокоенность Запада;

  • Важное заявление: «научно обоснованное макроэкономическое регулирование и эффективное правительственное управление являются внутренней потребностью выявления преимуществ системы социалистической рыночной экономики», то есть в очередной раз, выражаясь западными макроэкономическими терминами, Китай делает ставку на Кейнсианство, а не свободный рынок в его западном понимании, но и не на государственный капитализм советского образца;

  • «Совершенствовать механизмы реализации стратегии согласованного развития регионов» – доказательство приверженности властей Китая добиваться как можно более равномерного роста благосостояния регионов, хотя известно, что наиболее развитыми, за редким исключением, являются юго-восточные приморские провинции;

  • «Интегрированное развитие города и села является обязательным требованием китайской модернизации… повышение благосостояния сельских жителей и увеличение их доходов, углублять реформу земельной системы»;

  • внутренний рынок Китая видится как опора для расширения открытости, но здесь же говорится как об иностранных инвестициях, так и об инвестиционной деятельности за рубежом, и тут же упоминается развитие инициативы «Пояс и путь» [«Новый Шелковый Путь», как о нем говорят на Западе];

  • «разнообразить формы демократии на всех уровнях» – данная цитата требует большего изучения, но чуть дальше говорится о «оздоровлении механизмов консультативной демократии, улучшении систему низовой демократии»;

  • что же касается развития культуры: «Необходимо укреплять уверенность в собственной культуре, развивать передовую социалистическую культуру, воспевать революционную культуру, наследовать и распространять выдающуюся традиционную китайскую культуру, ускоренными темпами адаптироваться к новым условиям бурного развития информационных технологий, культивировать и формировать обширный контингент выдающихся деятелей культуры, пробуждать инновационную и творческую активность всей нации в сфере культуры»;

  • Работа «на повышение общедоступности результатов [по улучшению жизни народа]» – еще одно свидетельство «социализма с китайской спецификой», который, в отличие от советского, допускает гораздо большее материально расслоение общества;

  • «национальная безопасность является важной основой обеспечения плавного и устойчивого хода китайской модернизации… [в частности] совершенствовать механизмы обеспечения национальной безопасности в области внешних сношений», то есть здесь увязывается нацбезопасность с вопросом самой китайской модернизации – предмета изучения пленумом, где главная цель – рост благосостояния китайского народа»;

  • «Необходимо сохранять высокую степень сознательности в направлении социальных преобразований с помощью революционных самопреобразований партии»;

  • на пленуме обсудили «риски в сфере недвижимости», видимо намекая на банкротство китайского застройщика Evergrande вследствие образовавшегося пузыря на рынке недвижимости;

  • также были отдельно упомянуты «рисков, связанных с долговыми обязательствами местных правительств», потому что в Сети время от времени появлялись видео протестов вкладчиков региональных банков, которые не могли забрать свои депозиты обратно;

  • на пленуме было принято решение о переводе Дин Сянцюнь (丁向群 ), Юй Лицзюня (于立军 ) и Юй Цзихун (于吉红) из кандидатов в члены ЦК КПК;

  • было принято решение удовлетворить просьбу товарища Цинь Гана (秦刚) об отставке;

  • На пленуме был рассмотрен и принят Отчет Центрального Военного Совета КПК о расследовании серьезного нарушения дисциплины и закона Ли Шанфу (李尚福 ), Ли Юйчао (李玉超 ) и Сунь Цзиньмином (孙金明 ), было утверждено ранее принятое Политбюро ЦК КПК решение о лишении Ли Шанфу (李尚福 ), Ли Юйчао (李玉超 ) и Сунь Цзиньмина (孙金明 ) членства в КПК.

Касательно трех новых членов ЦК КПК:

  • Дин Сянцюнь, родом из провинции Цзянсу, но являлась членом Постоянного комитета партийного комитета провинции Аньхой;

  • Юй Лицзюнь, родом из провинции Ляонин, но в настоящее время является членом Постоянного комитета партийного комитета провинции Сычуань;

  • Юй Цзихун, родом из провинции Ляонин, в настоящее время является президентом и заместителем секретаря партийного комитета Пекинского педагогического университета.

Решение ЦК КПК о дальнейшем всестороннем углублении реформ для продвижения китайской модернизации (или просто «Решение») состоит из 15 частей и делится на 3 раздела. Часть 1 образует первый раздел – общие положения, в которых главным образом представлены большое значение и общие требования дальнейшего всестороннего углубления реформ для продвижения китайской модернизации. Части 2–14 образуют второй раздел – конкретное содержание, в котором в основном освещен план реформ в таких областях, как экономика, политика, культура, общество, экологическая цивилизация, национальная безопасность, национальная оборона и вооруженные силы.  Часть 15 образует третий раздел, в котором главным образом говорится об усилении партийного руководства в деле осуществления реформ. Документ состоит из 60 пунктов, расположенных в определенной последовательности.

Под «строительством «Прекрасного Китая» имеется в виду «форсирование зеленой трансформации всех областей экономического и социального развития». Под «строительством «Спокойного Китая» имеется в виду «совершенствование системы национальной безопасности».

Партией по сути отрицается догматизм, присущий позднему СССР, потому что декларируется необходимость «адаптироваться к развитию практики, придавать особое значение ориентации на решение проблем», то есть повторяется суть высказывания Дэн Сяопина о кошке, которая ловит мышей, независимо от ее окраса.

В пятой части Решения декларируется приверженность развитию общественного (государственного) сектора экономики, хотя в конце 2010-х годов в экономике прослеживался курс на «разгосударствление» экономических активов путем передачи части акций частным компаниям с сохранением контрольного пакета акций за государством. Декларируется необходимость «содействовать концентрации госкапитала в наиболее значимых и ключевых, касающихся национальной безопасности и жизненно важных для народного хозяйства отраслях и областях». Важно отметить, что «разгосударствление» экономики происходило во время премьерства Ли Кэцяна, который был родом из Шанхая, тогда как его преемник и нынешний премьер Ли Цян родом из провинции Чжэцзян, которая также географически ближе к Шанхаю, нежели Пекину. Но тут важно отметить, что в 2004—2007 годах  он работал под прямым руководством на тот момент главы её парткома провинции Чжэцзян Си Цзиньпина, то есть можно утверждать, что у нынешнего генсека было достаточно времени, чтобы изучить личность Ли Цяна, чтобы начать ему доверять. То есть можно утверждать, что для Си Цзиньпина нынешний премьер Ли Цян гораздо более приятен, чем предшественник Ли Кэцян.

Для развития необщественного сектора экономики будет разработан Закон о стимулировании развития негосударственного сектора экономики. Внутри Китая остаются барьеры, которые препятствуют равному доступу к ресурсам и возможностям, с которыми КПК намерена бороться. Частные предприятия будут привлекаться в выполнению государственных задач. Преодоление барьеров внутри Китая служит цели формирования единого всекитайского рынка. С другой стороны будут учитываться местные условия ведения бизнеса.

Выводы

  • В рамках новой концепции развития Си Цзиньпин планирует преуспеть в трех новых направлениях: ИИ, цифровизации и зеленых технологиях;

  • Декларируется гибкость сознания КПК, отрицание догматизма в отличие от СССР;

  • Если выражаться западными макроэкономическими/политэкономическими терминами, Китай стремится к модели, напоминающей Кейнсианство, которое с одной стороны декларирует приверженность рыночной экономики, но с другой оставляет за государством право вмешиваться в рынок;

  • С одной стороны КПК будет поощрять частную инициативу, но с другой будет привлекать частные предприятия к выполнению государственных задач, и с третьей стороны Си Цзиньпин дал понять, что будет бороться с внутренними барьерами, которые сдерживают равномерный рост благосостояния Китая;

  • отдельное внимание к теме села может говорить о том, что Китай «уперся в потолок» урбанизации, и сейчас скорее рассматривает остановку перетоку населения из сел в города. Есть исследование, согласно которому больше детей рожают сельские женщины, нежели городские, при чем в первую очередь те, которые занятые ручным сельским трудом. В силу тренда на падение численности населения и его старения, КПК может предпринять попытку повернуть урбанизацию вспять;

  • Китай настаивает на своей приверженности экономической глобализации, которая обычно обозначается как «открытость внешнему миру»;

  • Китай прямо говорит о намерениях инвестировать в «мягкую силу», то есть популяризацию своей культуры с помощью деятелей культуры;

  • Судя по составу Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, власть максимально консолидирована вокруг фигуры лидера КНР Си Цзиньпина.

 

Андрей Тимченко, експерт УИП