Верховная Рада исключит уголовную ответственность за определенные действия во время войны

Дата: 15.03.2022 11:55

Некоторые действия, которые ранее считались преступлением, более не будут влечь за собой уголовную ответственность: парламент готовится принять закон.

Об этом пишет Судебно-юридическая газета.

В Верховной Раде Украины 13 марта народные депутаты от «Слуги народа», в частности, глава Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Сергей Ионушас, зарегистрировали законопроект 7145, «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и другие законы Украины об определении обстоятельств, исключающих уголовную ответственность деяния и обеспечивающих боевой иммунитет в условиях действия военного положения», которым предлагается освободить политических лиц и чиновников от любой ответственности (в том числе - от уголовной) за любые негативные последствия их решений, действий или бездействия, если те не догадывались о таких последствиях или если такие последствия охватывались «оправданным риском».

Проектом в статью 9 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» добавляется часть третья, согласно которой, если решения, действия или бездействие политика или чиновника привело к гибели людей, но охватывалось «оправданным риском» - он не будет нести какую-либо ответственность. Или же - если он не мог их предусмотреть.

Также этим законопроектом предлагается определить условия, когда гражданин не несет ответственность за совершенные действия, которые ранее считались преступлением, если такие действия совершены для противодействия военной агрессии РФ или другой страны.

 А именно, в Уголовном кодексе Украины появляется статья 43-1 «Исполнение обязанностей по защите Отечества, независимости и территориальной целостности Украины».

Согласно с ней:

1) Не является уголовным правонарушением деяние (действие или бездействие), совершенное в условиях военного положения или в период вооруженного конфликта и направленное на отпор и сдерживание (нейтрализацию) вооруженной агрессии Российской Федерации или агрессии другой страны, если это причинило вред жизни и здоровью того лица, которое посягает, а также причинило вред правоохраняемым интересам физических или юридических лиц или государства Украины, при отсутствии признаков пыток и нарушений правил ведения войны или применения вооруженной силы, определенных международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

2) Каждое лицо имеет право на защиту Отечества, независимости и территориальной целостности Украины независимо от возможности избежать столкновения и причинения вреда или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти и Вооруженным Силам Украины.

3) Лицо не подлежит уголовной ответственности за применение оружия (вооружения), боевых припасов или взрывчатых веществ против имущества и лиц, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины, если их применение произошло согласно требованиям законодательства.

Вместе с тем, стоит учитывать исключение из этого предлагаемого правила.

Так, авторы предлагают не считать исполнением обязанности по защите Отечества, независимости и территориальной целостности Украины деяние (действие или бездействие), направленное на отпор и сдерживание (нейтрализацию) вооруженной агрессии Российской Федерации или агрессии другой страны, которое явно не соответствует опасности агрессии или обстановке отпора и сдерживания (нейтрализации), не было необходимым для достижения значительной общественно полезной цели в конкретной ситуации и создало угрозу жизни других людей или угрозу экологической катастрофы или наступления других чрезвычайных событий большего масштаба.

Кроме того, в Законе «Про оборону Украины» появляется термин «боевой иммунитет».

Авторы предлагает определить, что боевой иммунитет – это освобождение военного командования, военнослужащих, добровольцев Сил территориальной обороны Вооруженных Сил Украины, работников правоохранительных органов, которые в соответствии со своими полномочиями участвуют в обороне Украины, лиц, определенных Законом Украины «Об обеспечении участия гражданских лиц в защите Украины», от ответственности , в том числе уголовной, за потери личного состава, боевой техники или иного военного имущества, последствия применения вооруженной и иной силы при отпоре вооруженной агрессии против Украины или ликвидации (нейтрализации) вооруженного конфликта, выполнение других задач по обороне Украины с применением любых видов оружия (вооружения), наступление которых с учетом разумной осмотрительности невозможно было предусмотреть при планировании и выполнении таких действий (заданий) или охватываемых оправданным риском, кроме случаев нарушения правил ведения войны или применения вооруженной силы, определенных международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлена ​​Верховной Радой Украины.

Ниже приводим сравнительную таблицу.