На этой неделе внимание аналитиков приковано к дипломатическим событиям в Центральной Азии [1; 2]. Предстоит серия встреч высшего руководства стран «незападного мира», проводимых в различных институциональных форматах:
а) в многосторонних рамках ШОС – саммит Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде 15–16 сентября 2022 г. и
б) в рамках двусторонних встреч лидеров стран.
«Незападный мир» будет представлен его тремя основными компонентами:
1). Принципиальное ядро, ещё не единое, но уже сложившееся, – мощный и геополитически осторожный Китай и его ныне существенно ослабленный северный сосед, руководство которого сталкивается с серьёзнейшими последствиями своих геополитических авантюр.
2). Важные, достаточно мощные незападные страны (Индия и Пакистан, а также Турция, являющаяся партнёром, но не членом ШОС), которые чётко заявляют о своих особых позициях в глобальном мире, но не допускают чрезмерной конфронтации с Западом – нынешним геополитическим и геоэкономическим гегемоном.
В частности, руководители Турции хорошо понимают, что для осуществления их амбициозных многоэтапных геополитических планов важно сохранять существующую выигрышную для экономики их страны систему партнёрских связей «по всем азимутам», а также избегать ситуаций, в которых кому-либо из «тяжеловесов» современной геополитики вдруг пришло бы в голову попытаться содействовать дестабилизации политической обстановки в Турции, особенно в предстоящий острый предвыборный период.
3). Страны, руководство которых в принципе готово было бы примкнуть к гегемону, но понимает, что в нынешних довольно неопределённых условиях, а тем более, учитывая особенности политической и экономической географии региона Центральной Азии, лучше пытаться занимать «срединную линию», проявляя приверженность восточной мудрости («торопиться не надо»).
Предстоящая серия встреч руководителей этой («незападной») группы стран будет иметь важное значение для понимания ими возможностей реализации их стратегических и тактических планов. А для украинского государства на нынешнем этапе его развития, как важной составной части единого Запада, данные политические (дипломатические) события имеют лишь минимальное значение и не влияют на принципиальные события в стране и на её геополитическое позиционирование. Они требуют лишь внимательного наблюдения и некоторой адаптации к происходящим политическим и экономическим подвижкам, а также предполагают сохранение линии на маргинализацию предпринимаемых определёнными (геополитически) радикальными силами [3] попыток разрушить существующую ныне комплексную и деликатную систему экономических и политических отношений Украины и КНР.
[1] Кравцев С. Незападный мир скажет свое слово: что значит визит Си Цзиньпина в Казахстан и Узбекистан. 13.09.2022. https://world.comments.ua/news/china/nezapadnyy-mir-skazhet-svoe-slovo-chto-znachit-vizit-si-czinpina-v-kazahstan-i-uzbekistan-702239.html
[2] Крижановская Г. Си Цзиньпин посетит Казахстан и Узбекистан на этой неделе: детали. 12 сентября 2022. https://www.unn.com.ua/ru/news/1994008-si-tszinpin-vidvidaye-kazakhstan-ta-uzbekistan-tsogo-tizhnya-detali
[3] Шевченко С. «Подалі від Пекіна!». Чи готова Україна зблизитись з Тайванем і піти на конфронтацію з материковим Китаєм? 12.09.2022. https://www.radiosvoboda.org/a/ukraine-taiwan-cpr-china-xi-putin-zelens…