Это очень правильный, действенный политтехнологический ход со стороны команды президента Джозефа Байдена – утверждать, что в нынешней избирательной кампании всё идёт нормально и вот-вот, несмотря на прямо противоречащие этому данные солидных социологических исследований, вдруг на ноябрьских выборах 2022 года снова будет победа демократической партии. Триумфализм, даже не подтверждаемый реалиями социально-политической жизни, придаёт сил низовому звену активистов партии.
Судебные и внесудебные преследования и запугивания политических оппонентов – эффективное средство в борьбе за сохранение политической власти. Но это оружие обоюдоострое. “It works both ways”, – говорят американцы. Времена скоро могут измениться, и следственные органы могут начать обращать внимание на альтернативные версии событий конца 2020 – начала 2021 года, и на других действующих и действовавших лиц. Главное же состоит в том, что чудеса «дистанционной электоральной демократии» 2020 года и сопутствовавшие ей методы привлечения избирателей и квази-избирателей к участию в выборах создали трудноизлечимый и даже непреодолимый раскол в американском гражданском обществе, политикуме и истеблишменте.
Какими бы не были решения судебных органов и данные нынешних следователей, огромная часть американцев (пусть даже это будет лишь 30 или 35 процентов граждан США) считают, что у них в 2020 году была украдена победа. Здесь мы сталкиваемся с глубокими и острыми проблемами легитимности политических институтов и решений.
Что же касается «побочных эффектов» внутриамериканских процессов для украинского государства и общества, то представляется целесообразным просто «наблюдать и молча делать выводы». Ведь по украинским вопросам в США, в принципе, существует «двухпартийный консенсус». И не следует вновь совершать опрометчивых шагов, подобных тем, что различные группы и слои украинской политической, административной и бизнес-элиты раз за разом повторяли в ходе и после американских выборов 2016 и 2020 годов, делая ставку на подыгрывание той или иной стороне американского внутриполитического противостояния.