Современный Вьетнам (путевые заметки). Часть 1

Валентин Якушик
Валентин Якушик
Доктор політичних наук, кандидат юридичних наук, професор

 

1. Впервые я оказался во Вьетнаме ровно 30 лет назад – летом 1994 года. Затем через 7 лет – несколько раз в 2021-2002 годах. И вот, наконец, снова – в июле–августе 2024 года. В этот раз я провёл во Вьетнаме 40 дней, побывав и на севере – в столице, Ханое, и во многих регионах юга и центра страны.

Я пытался смотреть на страну и людей как обычный человек, оценивая, комфортно ли, безопасно ли здесь людям, перспективно ли здесь трудиться профессионалам, каковы условия для курортного отдыха и т.д., и т.п. В то же время присматривался я к вьетнамскому обществу и государству и как теоретик-политолог и юрист, пытаясь выстроить, сконструировать для себя (и последующего практического академического и консультационного применения) классификации – типологии и периодизации, касающиеся вьетнамского общества и государства, раскрывающие те или иные стороны специфики нынешнего этапа развития Вьетнама, его перспектив, в том числе и рисков геополитического и внутриполитического характера.

С чисто житейской, обыденной точки зрения, современный Вьетнам – очень комфортное место для жизни, и в связи с этим понимаешь, почему очень многие иностранцы перебираются туда жить и работать.

Если в 1994 году (когда я впервые побывал в этой стране) по улицам крупных городов Вьетнама было небезопасно ходить, особенно иностранцам, – действовали банды грабителей и воров, то сейчас подобные преступления (воровство и грабёж на улицах) носят редкий, единичный характер – встречаются ничуть не чаще, чем, например, в Париже или Лондоне. И местные жители и приезжие ведут себя расслабленно, чувствуя себя в полной безопасности.

Правда, во многих городах на окнах нижних этажей домов часто встречаются увесистые решётки – опасность квартирных краж всё ещё сохраняется. И в этом плане (обеспечения безопасности жилья и жителей) Вьетнам, видимо, будет быстрыми темпами двигаться по пути, пройденному Китаем, – расширяя функции «умных городов» (“smart cities”) с централизованной системой видеонаблюдения и практически полным искоренением мелкого уличного криминалитета (групп городских воришек), а о бандах уже сейчас речи не идёт.

2. К слову, система обеспечения безопасности в стране выглядит двояко. С одной стороны, чётко видно, что по всей стране предусмотрительно системно расположены полицейские участки и воинские гарнизоны, так что теоретически возможным террористам и бандитам нет особой возможности для осуществления попыток дестабилизирующих действий. А с другой стороны, представителей силовых структур практически не видно. Исключение составляют лишь вездесущие работники госавтоинспекции, которые «держат в тонусе» всех водителей (и профессиональных, и автолюбителей), активно проверяя их на употребление алкоголя и строго наказывая провинившихся крупными денежными штрафами и угрожая соответствующими иными возможными административными последствиями.

Во Вьетнаме нет системы специальных проверок (сканирования) пассажиров и багажа на железнодорожных станциях и даже на входе в здания аэропортов (что является обыденной практикой не только в Израиле или Китае, но и во многих иных странах). Это один из общих показателей стабильности общей ситуации в стране и отсутствия террористических угроз. Хотя примерно год назад в одной из юго-западных провинций Вьетнама были предприняты террористические действия. Такие попытки были быстро «купированы» и теперь данный регион находится в зоне особого внимания с целью недопущения инспирируемых извне новых попыток дестабилизации обстановки в стране, привнесения хаоса в мирную жизнь.

3. Вьетнамцы очень приветливы и дружелюбны как в отношениях между собой (земляками, соотечественниками), так и в контактах с иностранцами, причём вьетнамцы стараются не подчёркивать каких-либо различий в своём отношении к тем или иным странам, не акцентируя того или иного особого отношения к каким-либо народам и государствам. Они хотят поддерживать дружеские отношения со всеми. Это, в частности, проявляется в нынешней внешней политике вьетнамского государства – в так называемой «бамбуковой дипломатии», в поддержании ровных дружеских и партнёрских отношений со всеми, в том числе и с теми, кто между собой находится в состоянии острейшего конфликта. Особенно это касается баланса во взаимоотношениях с важнейшими геополитическими и геоэкономическими центрами современного мира.

Об этом я постараюсь подробнее рассказать в следующей части моих «путевых заметок», сейчас же лишь отмечу, что в том, что касается общения с нами, гражданами Украины, вьетнамцы очень нежно проявляют своё сочувствие к нам, близко к сердцу принимают нашу трагедию войны. Ведь кто, как не вьетнамцы знают горечь потерь в долгой кровопролитной войне и ценность мирной жизни. Их разум и сердца вообще не могут представить как такое могло произойти, как такое допустили те, кто для них в прошлом были надёжной опорой и вдохновителями их успехов.

Украине сочувствуют, желают скорейшего справедливого мира. На личном (в отношении меня лично) и символическом уровне это, в частности, проявилось в том, что вьетнамский зубной врач, владелец современной частной клиники отказался взять с меня плату за лечение – как символ солидарности с представителем братского народа.

При этом Вьетнам не допускает того, чтобы ему извне подсказывали как формулировать и проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. («Поучать не надо!»).

4. В политико-административно плане Вьетнам – динамично развивающееся и политически стабильное централизованное государство с однопартийной системой, ядро которой – Коммунистическая партия Вьетнама, но в которой официальная идеология в настоящее время не является инструментом пропаганды и агитации, а скорее представляет собой фактор «исторического континуитета» (непрерывности развития, связи времён и эпох), уважения к борцам за независимость и национальное единство.

Довольно длительное время во Вьетнаме не совмещались посты Генерального секретаря ЦК Компартии и Президента страны. Но в 2018-2021 годах Нгуен Фу Чонг, избранный Генеральным секретарём в 2011 году, одновременно занимал и пост Президента. В 2024 году после кончины (19 июля 2024 года) 80-летнего Нгуен Фу Чонга оба высших поста в государстве с 3 августа 2024 года совмещает То Лам, избранный Президентом Вьетнама 22 мая 2024 года. До этого он был министром общественной безопасности (родился он в 1957 году, то есть ему сейчас 67 лет).

Нгуен Фу Чонг пользовался в народе большим уважением как честный и принципиальный политик и государственный деятель. Он лично и его семья не были замешаны ни в каких коррупционных и иных аморальных и противоправных действиях. Он был инициатором активной антикоррупционной программы действий, в рамках которой к сегодняшнему дню арестованы сотни бывших высокопоставленных официальных лиц, чиновников высокого ранга и крупных бизнесменов. Многие из них уже получили солидные сроки заключения, а их имущество конфисковано. Ряд высших должностных лиц (в том числе и два бывших президента Вьетнама) вынуждены были подать в отставку.

Генеральный секретарь ЦК КПВ и Президент Вьетнама То Лам рассматривается как продолжатель дела Генерального секретаря Нгуен Фу Чонга и ориентируется на дальнейшее очищение страны от коррупции и политику модернизации экономики и социальной жизни.

5. Важнейшей особенностью современного Вьетнама является отсутствие политизации населения, что создаёт предпосылки для возможного ускоренного развития страны (как в Китае, во многих успешных странах Юго-Восточной Азии и в регионе Аравийского полуострова). Но подобное состояние общества таит в себе и известные риски, если не будет существенных результатов в борьбе с коррупцией и модернизации системы управления и самоуправления.

В этой связи важное значение приобретает обмен опытом и совместные международные научные исследования в сфере сравнительного анализа политических, правовых и социальных систем.