С 1 января 2018 года в Украине вступили в силу изменения, ограничивающие скорость автомобилей в населенных пунктах до 50 км/ч.
Также инициировано, но законодательно еще не утверждено значительное увеличение штрафов за нарушения ПДД в т. ч. и скоростного режима.
Более того Премьер-министр В. Гройсман заявил, что планирует в этом году уменьшить смертность на дорогах в Украине на 30% и первые шаги в этом плане уже приняты – введено ограничение скорости движения.
В правильном ли направлении двигаются наши законодатели и правоохранители, вводя эти ограничения и ужесточения, и поможет ли это действительно уменьшению смертности на дорогах или же делается совсем по другим причинам?
Давайте разберемся.
Бросилось в глаза, что при комментировании данных изменений представители правоохранительных органов и депутаты обьясняли это тем, что мол «во всей Европе такие ограничения и огромные штрафы», но почему то не сказали, что в Европе нет таких ужасных дорог, не принято пить за рулем, нет такого понятия как «мажоры», да и в принципе совсем другая культура вождения, а точнее сказать полное отсутствие культуры вождения у нас.
Отсутствие прямой связи между ограничением скорости и увеличением штрафов с количеством смертельных ДТП очевидно по нескольким причинам.
Во-первых, по статистике большинство серьезных ДТП с летальным исходом совершается на скорости более 100 км/ч, а также при нарушении всех мыслимых правил ДД.
Во-вторых, нередко серьезные ДТП совершают молодые, неопытные водители-мажоры, для которых вообще правила не писаны.
Ну и наконец, для «непростых смертных» чиновников, депутатов, бизнесменов и их отпрысков-мажоров зачастую нет такого понятия как неотвратимость наказания. В Украине всегда все можно было «порешать».
В подтверждение этого статистика резонансных ДТП, совершенных так называемыми «мажорами», которые либо избежали ответственности либо надеятся на то что «порешают».
Вот некоторые из них.
Совершенное 16 января 2018г. после вступления в силу ограничения скорости до 50 км/ч смертельное ДТП в Харькове с участием 18-ти летнего сына бизнесмена Тиграна Енгибаряна, который получил «права» всего месяц назад. По информации СМИ ездил на авто Toyota Camry задолго до получения удостоверения водителя. На данный момент подозреваемый находится под стражей.
18 октября 2017 года в Харькове произошло ДТП, жертвами которого стали пять человек и шесть человек пострадали. По официальной версии прокуратуры, джип Lexus столкнулся с джипом Volkswagen и вылетел на тротуар, где сбил пешеходов. Очевидцы утверждают, что Lexus двигался на большой скорости на запрещающий сигнал светофора. За рулем элитного авто была 20-летняя студентка ХНУ имени Каразина Алена Зайцева — приемная дочь бизнесмена Василия Зайцева. Зайцева задержана и находится под стражей. Также позже был задержан и второй участник ДТП Г. Дронов. Следствие продолжается.
23 августа 2017 года машина из кортежа львовского бизнесмена Петра Дыминского врезалась в легковушку и убила молодую женщину. После аварии у полиции возникло предположение, что виновником трагедии мог быть сам бизнесмен, однако тот не явился на допрос и экстренно улетел в Швейцарию.
9 января 2016 года в Киеве, рядом с метро «Левобережная» джип Mercedes-Benz GL, за рулем которого находился сын донецкого бизнесмена Станислав Толстошеев, вылетел на тротуар, и насмерть сбил женщину. Через полгода уголовное дело против молодого человека было закрыто на основании выводов медэкспертизы, которая признала, что на момент аварии водитель находился в бессознательном состоянии.
6 ноября 2016 года в Киеве сын народного депутата Игоря Молотка Денис протаранил авто патрульной полиции и автомобиль Daewoo Matiz. В результате аварии пострадали четыре человека, которые были в Daewoo. Двое пострадавших были доставлены в отделение нейрохирургии, а еще двое отделались легкими травмами. При этом водитель оказывал злостное неповиновение требованию полицейского остаться в автомобиле и пытался скрыться с места происшествия.Также водитель отказался от прохождения экспертизы на содержание алкоголя в крови. В результате суд постановил, что состав правонарушения, который указан в админпротоколе, не соответствует диспозиции нормы инкриминируемой Денису Молотку статьи, и он не может быть привлечен к ответственности.
26 октября 2016 года в Одессе 21-летний Магомед Берсанов на джипе BMW X5, двигаясь на высокой скорости выехал на перекресток на красный сигнал светофора, где столкнулся с «Москвичем». После столкновения BMW выехал на тротуар и наехал на трех пешеходов, которые стояли на остановке. В результате погибли два человека и пострадали еще четыре. По данным Нацполиции в Одесской области, виновник ДТП 21-летний Магомед Берсанов скрывается от следствия. Его объявили в межгосударственный и международный розыск.
Возникает вопрос – остановит ли таких нарушителей ограничения скорости и увеличение штрафов? Очевидно, что нет.
Есть, например, предложение, которое может немного «опустить на землю» мажоров-автогонщиков. Законодательно запретить лицам, не достигшим определенного возраста (к примеру 25 лет) и не имеющим водительский стаж минимум 3 года управлять ТС свыше определенных технических характеристик (например авто более 1,5 куб. см. обьема двигателя, более 120 л.с.) а также джипами. Проще говоря пересадить молодежь на малолитражки пока не научатся ездить и не «перерастут» из того возраста, когда хочется «попонтоваться».
Однако такие инициативы не рассматриваются, а принимаются изменения, которые направлены не столько на исправление ситуации на дорогах, сколько на то, что бы побольше обложить штрафами всех водителей, тем самым наполняя как бюджет, так и карманы реформированной полиции.