Внутри каждого из двух основных противостоящих друг другу геополитических блоков есть четыре типа компонентов

Валентин Якушик Доктор политических наук, кандидат юридических наук
Валентин Якушик
Доктор политических наук, кандидат юридических наук

Программные политические заявления премьер-министра Венгрии Виктора Орбана о необходимости «сохранять национальные амбиции», быть примером «успешного локального исключения в глобальном кризисе», «держаться подальше от войны, миграции, гендерного безумия и общеевропейской рецессии» [1; 2] не являются чем-либо необычным в условиях современной плюралистической системы международных отношений. Подобные им высказывания в тех или иных вариациях широко присутствуют в современном политическом дискурсе, в том числе и на самом высоком уровне.

Следует чётко осознавать, что внутри каждого из двух основных ныне противостоящих друг другу геополитических блоков и в их окружении (среди их «попутчиков») есть такие типы компонентов:

1). Ядро. У Запада – это США, Великобритания, Канада, Австралия, Польша, Украина. У их военно-политических противников – два соседних с Украиной восточнославянских государства, при специфической роли одной из фракций мусульманских пассионариев из Чечни.

2). Лояльные союзники. У ядра Запада – это Япония, Чехия, Румыния, Швеция, страны Балтии и др. У их геополитических оппонентов – это Сирия, Иран, Северная Корея, Куба, Венесуэла, Никарагуа.

3). Фрондирующие партнёры. К ним в среде Запада и относится Венгрия, руководимая Виктором Орбаном. На Востоке – это прежде Казахстан (но с сильной тенденцией к переходу в четвертый тип, особенности которого будут указаны ниже).

Такие субъекты политики исходят из ясного и понятного широким массам принципа «своя рубашка ближе к телу» и подчёркивают важность «преимущественной опоры на собственные силы и на собственную, не заимствованную у других жизненную мудрость».

4). Колеблющиеся между двумя лагерями. На Западе – это Сербия, на Востоке – Индия и постепенно эволюционирующий в этом направлении Казахстан.

Есть ещё и пятый тип геополитических игроков – формально неприсоединившиеся, «стоящие над несвоевременной геополитической схваткой». Прежде всего это относится к Китайской Народной Республике.

Конечно же, не следует ожидать от каждого субъекта международных отношений в каждый конкретный момент времени более того, на что этот субъект способен и к чему он готов. Требовать можно, но часто без надежды на сиюминутный успех. Реализм никогда не помешает. Хотя есть и иная теоретическая и практическая позиция: «требуй невозможного» [3; 4]. Украиноцентричное видение мира часто исходит из этого принципа. Время покажет, кто наивен, кто реальный прагматик, а кто провидец.


[1] We have to prepare for the year 2030, the USA will be hit by a serious crisis. 23.07.2022. https://serbia.postsen.com/world/27984/We-have-to-prepare-for-the-year-2030-the-USA-will-be-hit-by-a-serious-crisis.html 

[2] Кравцев С. Резкое заявление Орбана о войне в Украине: почему он отчасти прав – чего теперь ждать от ЕС. https://world.comments.ua/news/eu/rezkoe-zayavlenie-orbana-o-voyne-v-ukraine-pochemu-on-otchasti-prav-chego-teper-zhdat-ot-es-700703.html 

[3] Dosse F. History of Structuralism. Vol. 2. The Sign Sets 1967 – Present. / Autor: François Dosse. Translated by Deborah Glassman. Minneapolis; London: University of Minnesota Press, 1998. (534 p.). P. 113.

[4] Polychroniou C. J. “Be Realistic, Demand the Impossible!”: How the Events of 1968 Transformed French Society. Al Jazeera English. May 26, 2018. https://truthout.org/articles/be-realistic-demand-the-impossible-how-the-events-of-1968-transformed-french-society/