Сакраментальная фраза «К нам едет ревизор» заставляет вздрогнуть даже тех, у кого объективных причин бояться ревизора нет – сама обстановка проверки извне предполагает выявление у предприятия «слабых мест» и проблемных моментов.
Испокон веков к проверяющим относятся с опаской и пытаются их задобрить: пословицу «пришёл с ревизией, ушёл — с провизией» придумали отнюдь не наши современники. Та новая реальность, в которую мы погрузились хмурым утром 24 февраля сего года, требовала от нас мобилизации всех нашил сил и профессиональных качеств, чтобы работать и создавать жизненно необходимое вопреки войне и угрозе смерти, не отвлекаясь на второстепенное.
В начале войны правительство приостановило проведение внеплановых и даже плановых проверок. Однако послабления для бизнеса на период действия военного положения постепенно сокращаются - перечень мер контроля возобновляется и даже расширяется.
Ограничения на период военного положения
В начале марта правительство постановлением от 13.03.2022 г. № 303 «О прекращении мер государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора в условиях военного положения» (далее – Постановление № 303) приняло решение прекратить проведение плановых и внеплановых мер государственного надзора (контроля ) и государственного рыночного надзора на период военного положения.
С этого времени основания для внеплановых проверок меняли несколько раз. Последние изменения изложены в постановлении КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 13 марта 2022 г. № 303» от 27.08.2022 г. № 955 (далее – Постановление № 955), вступившие в силу 31 августа 2022 года.
В первую очередь, уточнено, что в течение периода военного положения разрешено проводить:
1. Внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля) в отдельных сферах, в частности, чтобы предотвратить неконтролируемый рост цен на товары существенной социальной значимости, - исключительно на основании решения центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в соответствующей сфере, а для центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется непосредственно КМУ, - на основании решения Правительства:
• при наличии угрозы, оказывающей значительное негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;
• в целях исполнения международных обязательств Украины.
2. Не только внеплановые, но и плановые меры государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами законодательства в сферах энергетики и коммунальных услуг.
Такие проверки проводятся по решению Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в упомянутых сферах, - при наличии угрозы, оказывающей значительное негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей среды и обеспечение безопасности государства.
Что будут проверять налоговики?
27 мая вступил в силу Закон Украины от 12.05. 2022 г. № 2260-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины об особенностях налогового администрирования налогов, сборов и единого взноса во время действия военного, чрезвычайного положения». Согласно внесенным им изменениям, сейчас проводятся три типа проверок:
- камеральные;
- документальные внеплановые;
– фактические.
Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика и данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость.
Предметом камеральной проверки также может быть: своевременность представления налоговых деклараций (расчетов) и/или своевременность регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки в налоговые накладные в Едином реестре налоговых накладных, акцизных накладных и/или расчетов корректировки в акцизные накладные, исправление ошибок в налоговых накладных и/или своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства исключительно на основании хранящихся (обрабатываемых) данных в соответствующих информационных базах.
Камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) такого органа или направления на ее проведение.
Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность предприятия, а согласие налогоплательщика на такую проверку и его присутствие во время ее проведения необязательно.
Оформление результатов камеральной проверки производится в порядке, предусмотренном п. 76.2 ст. 86 Налогового кодекса Украины (НКУ). Также п. 76.3 ст. 76 НКУ определено, что камеральная проверка налоговой декларации или уточняющего расчета может быть проведена только в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их предоставления, а если такие документы были предоставлены позже – по дню их фактического представления.
Камеральные проверки налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и уточняющим расчетам к ним за отчетные налоговые периоды:
• февраль, март, апрель, май 2022 г. – начинаются на следующий день после 20 июля 2022 г. и завершаются не позднее 20 сентября 2022 г.;
• июнь, июль 2022 – начинаются на следующий день после 20 августа 2022 года и завершаются не позднее 20 октября 2022 года.
Представленные уточняющие расчеты в налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за отчетные налоговые периоды до февраля 2022 года проверяются в срок, определенный п. 69 подраздела10 разд. XX «Переходные положения» НКУ для отчетного периода, на который приходится день представления такого расчета.
Документальные проверки
Документальные внеплановые проверки проводятся на основании финансовой, статистической и другой отчетности, в частности, налоговых деклараций, данных регистров налогового и бухгалтерского учета. В частности, такие проверки проводятся, если:
• налогоплательщик не подал в установленный законом срок налоговую декларацию, расчеты, отчетность для налогового контроля за трансфертным ценообразованием в соответствии с п. 39.4 ст. 39 НКУ, если их предоставление предусмотрено законом.
• есть обращение налогоплательщика по поводу реорганизации, прекращения или банкротства предприятия (п. 78.1.7 НКУ);
• подана НДС-декларация с указанным возмещением НДС на сумму более 100 тыс. грн (п. 78.1.8 НКУ);
• налоговики получили информацию о нарушении налогоплательщиком валютного законодательства.
Руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа принимает решение о проведении документальной внеплановой проверки, которое оформляется приказом (п.78.4 ст. 78 НКУ).
При этом разрешение на проведение таких проверок (кроме предусмотренных п. п. 78.1.22 п. 78.1 ст. 78 НКУ) предоставляется только в случае, когда налогоплательщику до начала указанной проверки вручено в порядке, определенном ст. 42 НКУ, копию приказа о ее проведении.
Следует отметить, что документ, направленный контролирующим органом в электронный кабинет, считается врученным налогоплательщику, если он сформирован с соблюдением требований законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронных доверительных услугах».
Сколько продолжаются проверки и когда их могут приостановить?
Начавшиеся проверки, которые невозможно завершить из-за отсутствия безопасного доступа к территориям, помещениям, документам и т.п., могут быть приостановлены до завершения действия указанных обстоятельств и/или устранения препятствий.
Решение о приостановлении принимает руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа. Приказ или копия соответствующего приказа направляется налогоплательщику в электронный кабинет.
Сроки проведения проверок:
• начатые и незавершенные до 24 февраля 2022 года – возобновляются и завершаются в течение 60 дней со дня, следующего за днем вступления в силу Закона №2260, то есть от 28 мая 2022г.;
• начатые после вступления в силу Закона №2260 – проводятся в течение 60 календарных дней, наступающих по истечении предельного срока проведения камеральной проверки соответствующей декларации или уточняющего расчета.
Продолжительность проверок, определенных в ст. 78 НКУ, не должна превышать:
- для крупных налогоплательщиков - 15 рабочих дней,
- для субъектов малого предпринимательства – 5 рабочих дней,
- ФЛП, не имеющих наемных работников (при наличии условий, определенных в абзацах 3-8 п. 82.2 ст. 82 НКУ) – 3 рабочих дня,
- других налогоплательщиков – 10 рабочих дней.
Продление сроков проведения проверок, определенных ст. 78 НКУ, возможно по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа для крупных налогоплательщиков – не более чем на 10 рабочих дней, субъектов малого предпринимательства – не более чем на 2 рабочих дня, других налогоплательщиков – не более чем на 5 рабочих дней.
Фактические проверки и основания для них
Предметом фактических проверок может быть соблюдение норм законодательства об обращении наличных денег; проведение кассовых операций; проверка разрешительной документации – регистрационных удостоверений, свидетельств, лицензий и т.п.
В частности, они могут проводиться по одному из следующих оснований:
- в случае наличия и/или получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы, в частности, по осуществлению налогоплательщиками расчетных операций, в том числе с обеспечением возможности проведения расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, производства и обращения подакцизных товаров;
- письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, в том числе с обеспечением возможности проведения расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств, кассовых операций, патентования или лицензирования.
Кроме Государственной налоговой службы, вас могут посетить сотрудники Бюро экономической безопасности и налоговой милиции, функции и полномочия которых аналогичны.
Государственный надзор в других сферах
Постановление № 303 в действующей редакции содержит предписание о том, что в течение периода военного положения разрешено осуществление внеплановых мер государственного надзора (контроля) в отдельных сферах, в частности, на предмет предотвращения неконтролируемого роста цен на товары, имеющие существенную социальную значимость.
Согласно постановлению КМУ от 06.03. 2022 г. № 223 «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 25 декабря 1996 года № 1548», на период военного положения областные военные администрации вместе с Национальной полицией, Государственной службой по вопросам безопасности пищевых продуктов и защите потребителей, Государственной службой по лекарственным средствам и контролю за наркотиками обеспечивают контроль за установлением субъектами хозяйствования розничной торговли цен.
В перечень товаров, подпадающих под контроль в соответствии с Постановлением № 223, среди прочих вошли:
• мука пшеничная;
• хлеб;
• крупа гречневая;
• свинина;
• говядина;
• птица (тушки куриные);
• молоко;
• масло сливочное;
• сметана;
• яйца куриные;
• масло подсолнечное;
• сахар кристаллический;
• капуста белокочанная;
• лук репчатый;
• свекла;
• морковь;
• картофель;
• этанол (раствор 96%);
• нестероидные противовоспалительные лекарственные средства отечественные;
• бензин (марки А-92, А-95);
• дизельное топливо;
• газ сжижен для автомобилей.
Следует отметить, что согласно п. 41-12 Постановления КМУ от 09.05. 2020 г. № 1236, для отдельных продуктов питания установлен предельный уровень снабженческо-сбытовой надбавки (снабженческого вознаграждения) и торговой надбавки (наценки) в размере не более 10 %. К субъектам хозяйствования, которые допустят соответствующие нарушения, применяются административно-хозяйственные санкции согласно ст.20 Закона Украины «О ценах и ценообразовании».
Кроме того, граждане (ФЛП) и должностные лица субъектов хозяйствования за нарушение порядка формирования, установления и применения цен и тарифов привлекаются к административной ответственности путем наложения штрафов в размерах, определенных ст. 165-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Вопросами соблюдения предприятием требований трудового законодательства занимается Государственная служба по вопросам труда, однако эта тема заслуживает отдельной статьи.
Что же далее?
Законодатель стремится еще больше усовершенствовать нормы НКУ, чтобы восстановить налоговые проверки и устранить определенные несогласованности. С этой целью в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект № 7720 от 01.09.2022 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы по обеспечению администрирования налогов, сборов и единого взноса во время действия военного положения».
В частности, он предусматривает возобновление документальных внеплановых проверок на таких основаниях:
1) неподача налогоплательщиком налоговой декларации, расчетов, отчетности для налогового контроля за трансфертным ценообразованием;
2) предоставление налогоплательщиком возражения в акт проверки;
3) если контролирующим органом высшего уровня осуществлена проверка документов обязательной отчетности налогоплательщика или материалов документальной проверки, проведенной контролирующим органом низшего уровня и выявлено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства; и т.д.
Предлагается восстановить и сроки погашения налогового долга налогоплательщиков — субъектов хозяйствования, имеющих возможность своевременно выполнять налоговые обязанности, предусмотренные ст.ст.59—60, 87-101 НК и/или определение денежных обязательств согласно ст. 116 ПК, в частности:
• отправка налогового требования;
• возникновение права налогового залога;
• погашение налогового долга за счет продажи имущества налогоплательщика.
Также упомянутым проектом предлагается приостановить сроки исполнения налогового обязательства лицам, не имеющим возможности его выполнять.
Проект № 7720 предлагает возобновить приостановленные на время действия карантина сроки предоставления плательщиками ответов на запросы контролирующих органов по налогообложению.
Следовательно, впереди новые проверки и испытания, штрафы отсрочены, однако война их не отменит: контролирующие органы имеют право проверить уже 6 лет деятельности налогоплательщика (для трансферного ценообразования — 10 лет), а с пролонгацией карантина и/или военного положения этот период автоматически увеличится.
Сложно? Согласна - ведь даже гений Альберт Эйнштейн говорил, что «самое непостижимое в этом мире – это налоговая шкала».