Вирус-именинник правит бал: меняется общество, иерархия прав и приоритетов

Вирус-именинник правит бал: меняется общество, иерархия прав и приоритетов
Ирина Кириченко
Адвокат, патентный поверенный

Мы его не поздравили, но вчера крошке вирусу COVID-19 исполнилось два годика – третий пошел. За это время он, смеясь, проникал в нас сквозь бесполезные маски, а наскоро «испеченные» мировыми фармгигантами вакцины заставили его мутировать в более агрессивные штаммы, для обозначения которых скоро не хватит букв греческого алфавита.

Но еще больше он повлиял на наши права и обязанности: вакцинированным – тысяча президента Зеленского и другие бонусы, невакцинированным – остракизм и запреты: в Украине, как и во всем мире, заработали новые карантинные ограничения, разделяющие нас на благонадежных и нет уколами шприца. Сотни полицейских патрулей проверяют документы о наличии «укола» и выявляют в транспорте и ТРЦ десятки «неуколотых», чуждых современному обществу. Кабмин Украины расширяет список профессий, работники которых обязаны вакцинироваться, для непривитых устанавливается ряд необоснованных юридически значимых различий.

1.

Суть вакцинации состоит в том, что прививка создает иммунную память о первой встрече нашего организма с полудохлым вирусом, тренирует наш иммунитет и, при встрече с его «боевым» клоном, наш организм сможет быстро и эффективно его одолеть.
 Вакци́на получила свое название от лат. vaccinus — «коровий» более двух веков назад, когда население Европы погибало от эпидемии vaccinia (коровьей) оспы (только по официальным данным того времени от болезни умерло порядка 300 миллионов человек): английский врач Эдвард Дженнер в 1796 г. впервые привил мальчику Джеймсу Фиппсу материал, полученный от больного коровьей оспой.

Мальчик выжил, и, благодаря широкому внедрению вакцинации, эпидемия была побеждена.

В России необходимость вакцинации первой поняла императрица Екатерина II: «между прочими предметами должности... одним из главнейших почитаться должен заведение прививания», - писала она генералу-фельдмаршалу графу Петру Румянцеву.

Вакцины также спасли и спасают человечество от полиомиелита, кори, краснухи, дифтерии и даже некоторых видов рака – одна прививка защищает человека на всю жизнь.

Другое дело грипп и прочие ОРВИ – каждый год они успешно обновляют свою вирусную базу путем мутаций, и человечеству приходится снова и снова разрабатывать и устанавливать себе новый «антивирус», чтобы не заболеть.

И вот уже разнообразие вариантов «короны», которые мы называем COVID-19, резко увеличилось: пока свирепствуют «альфа» (британский) и «дельта» (индийский) штаммы, на нас наступают «мю» и «лямбда», а на днях эксклюзивную версию коронавируса обнаружили французы.

И вот логический результат: исследования в США показали, насколько за несколько месяцев снизилась эффективность вакцин против COVID-19 (Cohn B.A. et al., 2021). Анализируя данные почти 800 000 ветеранов США, ученые установили, что в начале марта, когда «дельта»-вариант начал распространяться по стране, три вакцины примерно одинаково защищали от инфекции (до 90%), однако в течение следующих 6 мес их эффективность резко снизилась: к июлю, когда «дельта»-вариант стал доминирующим, между вакцинами уже были большие различия. У заразившихся COVID-19 ветеранов, вакцинированных Moderna, в возрасте 65 лет и старше, отмечали на 76% более низкий риск умереть от этой болезни, чем у их сверстников того же возраста, но невакцинированных. Пожилые ветераны, защищенные вакциной Pfizer/BioNTech, но инфицированные, также сталкиваются с риском смерти на 70% более низким, чем невакцинированные лица того же возраста. У пожилых ветеранов, вакцинированных Janssen, вероятность умереть от COVID-19 была всего на 52% ниже, чем у тех, кто не был вакцинирован. https://www.apteka.ua/article/616236

Чем на это ответили ВОЗ и страны с продвинутой демократией? Правильно – борьбой с невакцинированными – их поражают в правах, облагают штрафами и лишают привычного жизненного уклада. Возможно, когда-нибудь это будет признано незаконным (как, например, запрет гулять в парках в прошлом году), но сегодня нам надо усвоить эти новые правила «игры в кальмара» и научиться по ним жить.

Так что, вакцинация нужна – вакцинация важна. Особенно для того, чтобы быть достойным членом общества, а не отверженным изгоем.

2.

Правила нового этапа игры на выживание основаны на триаде: платные для всех (кроме парламентариев, конечно) ПЦР-тесты, действующие 72 часа, обязательная (по сути принудительная) вакцинация и штрафы за появление в общественных местах без ковид-сертификатов и отрицательных ПЦР-тестов.

COVID-сертификат - это защищенный документ в телефоне, на бумаге или на другом носителе, который можно загрузить через Портал электронных услуг Дія или в мобильном приложении "Дія". Его можно сформировать после получения одной или двух доз вакцины, и потому существует: 

- "Желтый" СOVID-сертификат – подтверждает факт получения 1-й дозы прививки и действует 120 календарных дней от этой даты

- Зеленый" COVID-сертификат - подтверждает факт получения полной вакцинации и действует 365 календарных дней от даты последней прививки. Полная вакцинация может состоять из одной дозы однодозной вакцины Janssen и двух доз двухдозной вакцины: Comirnaty/Pfizer, AstraZeneca/Covishield, Spikevax/Moderna, CoronoVac.

Ответственность за нарушение карантинных ограничений предусмотрена ст. 44-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях , согласно которой основанием для привлечения к административной ответственности, в частности, является нарушение правил карантина, предусмотренных Законом Украины "О защите населения от инфекционных заболеваний", решениями органов местного самоуправления по борьбе с инфекционными болезнями и другими актами законодательства, из которых следует выделить постановление КМУ от 09.12.2020 №1236 .

Так, согласно новеллам Постановления №1236, использование услуг общественного (в т.ч. межрегионального) транспорта в регионах с желтым и красным уровнем эпиднебезопасности запрещено без наличия хотя бы одного из таких документов:

- отрицательный результат ПЦР-теста или экспресс-теста на COVID-19, сделанный не более чем за 72 часа до дня поездки;

- международное свидетельство о вакцинации;

- справка, подтверждающая получение одной дозы вакцины;

- внутренний или иностранный COVID-сертификат, подтверждающий получение одной дозы вакцины (желтый сертификат) или двух доз вакцины (зеленый сертификат), который может быть оформлен в приложении "Дія".

За отсутствие одного из указанных документов у пассажира при перевозках железнодорожным и авиатранспортом несет ответственность перевозчик, на которого может быть наложен штраф в размере от 34 000 до 170 000 гривен.

Пассажиры могут быть привлечены к ответственности за поездки общественным транспортом без одного из вышеуказанных документов (штраф от 17 000 до 34 000 гривен). В то же время, на перевозчика возложена обязанность проинформировать пассажиров о необходимости наличия этих документов, и при отсутствии такого «информирования» перевозчик также может быть оштрафован.

Аналогичные запреты и штрафы предусмотрены для ТРЦ и заведений общепита, причем, работа указанных заведений разрешается исключительно при наличии у всех сотрудников заведения и его посетителей желтого или зеленого COVID-сертификата, или отрицательного результата теста на COVID-19, сделанного не позднее 72 часов – при нарушении, кроме штрафа для клиента/сотрудника, на должностных лиц таких заведений может быть наложен штраф в размере от 34000 до 170000 гривен.

Ограничения в праве на труд: при том, что статьей 21  Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ) запрещается любая дискриминация в сфере труда, в частности, нарушение принципа равенства прав и возможностей, прямое или косвенное ограничение прав работников в зависимости от состояния здоровья, власть открыто призывает работодателей отстранять от работы невакцинированных сотрудников, причем, это касается отнюдь не только пресловутых врачей и учителей.

Из всего украинского законодательства, начиная с Конституции Украины, применить тут можно разве что приказ Минздрава Украины от 14.04.1995 г. № 66, которым утверждена Инструкция о порядке внесения представления об отстранении лиц от работы или иной деятельности, в том числе в случае их отказа или уклонения от обязательного медицинского осмотра или профилактических прививок. (Но для этого нужно очень сильно постараться подвести своего офисного работника под род деятельности, представляющий опасность для окружающих). Руководитель предприятия должен проинформировать коллектив о правовых последствиях в случае отказа или уклонения от прививки.

В таком случае, руководитель должен составить акт и отстранить работника от исполнения обязанностей приказом или распоряжением по предприятию.

Оснований для увольнения таких сотрудников нет – они могут вернуться к работе после вакцинации.

Другой вопрос, что вакцинированные коллеги «упирающегося» сотрудника попросту создадут ему дружественную атмосферу, из которой он уйдет либо уколоться, либо на все четыре стороны.

Таким образом, COVID-сертификат сейчас – это как гражданский паспорт нового образца: без него мы лишены таких наших «базовых» гражданских прав, как право свободного передвижения по стране (можно только собственным автомобилем вместе с членами своей семьи) и права на труд (работодатель может отстранить невакцинированного сотрудника даже от дистанционной работы). Не говоря уже о праве посещения музея, театра или ресторана. Нам остается лишь аптека, гастроном и АЗС. В сети ходит мем про «хороним только вакцинированных» - хорошая, кстати, идея насчет дополнительного ограничения доступа к нашим давно переполненным кладбищам.

3.

Правоприменительная (судебная) практика рассмотрения дел об отсутствии COVID-сертификатов пока только формируется, но первые постановления региональных судов демонстрируют торжество здравого смысла над антиковидными «санкциями».

Так, работники органов Национальной полиции составляют административные протоколы в отношении официантов, продавцов, администраторов, консультантов торгово-развлекательных заведений и общепита с нарушениями, поскольку положениями ст. 44-3 КУоАП предусмотрена возможность привлечения к ответственности только должностных лиц предприятия. Такими должностными лицами являются руководители соответствующих учреждений, которые не обязаны находиться в самом заведении, а потому не могут проследить за всеми работниками и клиентами – т.е. установить факт административного правонарушения полиции проблематично.

Например, 15 ноября 2021 г. Постановлением Конотопского горрайонного суда Сумской области было закрыто административное производство в отношении лица -  гражданки Украины, работающей продавцом, в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 44-3 ч. 1 КУоАП , в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. https://reyestr.court.gov.ua/Review/101093377

В соответствии с протоколом полиции, она, работая продавцом в магазине Евро Секонд Хенд ФЛП «Х»… допустила работу без наличия зеленого COVID-сертификата, отрицательного ПЦР-теста или справки об излечении, чем нарушила п.п.1 п. 3.5 Постановления КМУ № 1236 от 09.12.2020 года . Закрывая дело, суд отметил, что она является лишь наемным работником, а не непосредственным субъектом хозяйственной деятельности, который бы осуществлял упомянутую в протоколе деятельность, поэтому в понимании ч. 1 ст. 44-3 КУоАП работник магазина не является субъектом указанного правонарушения, что исключает привлечение такого лица к административной ответственности.

09 ноября 2021 г. Определением Сокирянского районного суда Черновицкой области отправлено в Управление патрульной полиции в Черновицкая область для доработки дело об административном правонарушении - водитель перевозил пассажиров на транспортном средстве марки «Mercedes-Benz» в количестве 11 человек, при разрешенном количестве 5 человек, без Covid сертификатов и ПЦР-тестов, чем нарушил требования постановления КМУ №1236, исходя из таких оснований:

- в протоколе об административном правонарушении не указано, какие именно положения постановления КМУ №1236 нарушены водителем;

- в протоколе об административном правонарушении в графе «свидетели» не указано ни одного лица и не указывается вообще, были ли они, несмотря на то, что согласно содержанию самого протокола в транспортном средстве присутствовали пассажиры, у которых не взяты письменные пояснения.

- отсутствует видеоматериал фиксации административного правонарушения.

https://reyestr.court.gov.ua/Review/100923462

В то же время, как и в первый локдаун, предпринята попытка обжалования в суде нормативного акта, ограничивающего наши права: в производстве Окружного административного суда г. Киев находится дело № 640/29053/21 о признании противоправным и недействительным приказа Минздрава Украины от 04.10.2021 г. № 2153 , которым утвержден Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательной профилактической прививке. В заявлении об обеспечении иска путем приостановки действия данного приказа до разрешения дела по сути, судом отказано https://reyestr.court.gov.ua/Review/100468652 . Заседание назначено на 25.11.2021г., но судебной перспективы я здесь не вижу: Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), все решения которого для нас сакральны и являются источником права на основании Закона Украины "Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека", уже высказал свою позицию по обязательности вакцинации. А именно: наше поражение в правах, если мы не хотим вакцинироваться, ничто по сравнению с правом общества (вакцинированных, для которых мы вроде как опасности не представляем) не терпеть такую бактериологическую угрозу у себя внутри.

https://www.deadlawyers.org/obovyazkova-vakczinacziya-i-evropeyskyi-sud/?fbclid=IwAR0d0OSuJofBLeJow66eLUTF5aKieJUYygQ6Ba_OKShPgYvO50V6NMY2x3o 

Решения ЕСПЧ мотивированы широким толкованием положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция) о том, что да - каждый имеет право на уважение своей частной и семейной жизни, своего жилья, корреспонденции, и органы государственной власти не могут вмешиваться в осуществление этого права, за исключением случаев, когда вмешательство осуществляется по закону и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной и общественной безопасности, для защиты здоровья или морали или для защиты прав и свобод других лиц.

При этом пункт 3 Резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы от 27.01.2021 г. № 2361 призывает и рекомендует информировать граждан о том, что вакцинация не является обязательной и никто не может испытать политическое, социальное или иное давление для прохождения вакцинации. В свою очередь, наш Минздрав подчеркнул, что вакцинация является добровольной для всех групп населения.

Только избежать ее скоро можно будет разве что, затерявшись в тайге: почти все европейские страны ввели жесткие дискриминационные меры в отношении непривитых людей – «виноватых» нашли, вместо того, чтобы искать ответ на вопрос «что делать?».

Впрочем, ответ на этот вопрос подсказал блестящий антрополог Станислав Дробышевский:

«Как сделать всех добрее? Убить всех злых.»