Государственная компания "Нафтогаз Украины" вскоре может покрыть до 30% топливного рынка страны и стабилизировать цены.
Президент Украины Владимир Зеленский поставил задачу перед НАК "Нафтогаз" стать украинским государственным оператором на рынке АЗС и обеспечить справедливые и честные цены на топливо.
Об этом в интервью "Интерфакс-Украина" сказал глава правления "Нафтогаза" Юрий Витренко.
Это не означает, что государство монополизирует топливный рынок, но если появится мощный государственный игрок, к нему будет полное доверие людей, убежден Витренко.
"Существует определенное недоверие к частным крупным сетям АЗС: есть определенные сговоры, цены иногда бывают завышенными. Когда есть государственный игрок с существенной долей рынка – 15-20-30%, то есть не 100%, но и не 1% – тогда больше доверия, что у потребителей есть возможность покупать по справедливой конкурентной цене", – заявил глава НАК.
При появлении национального оператора АЗС частные компании перестанут задирать цены.
Кроме того, "Нафтогаз", по словам Витренко, владеет мажоритарной долей в сети АЗС "Укрнафта" и займется контролем цен на ней.
Государственный игрок нужен в условиях несовершенной конкуренции с риском заговоров, злоупотреблением и доминированием положением, его появление, по оценкам главы "Нафтогаза" станет рыночным средством в переходный период.
"Когда у нас будет собственная сеть, у нас будет ясное понимание себестоимости – не в теории, а на практике", – заключил он.
Главная проблема на топливном рынке сейчас – это отсутствие бензина и дизеля, поэтому многие АЗС закрываются из-за отсутствия ресурса. Ведущие компании, по словам Витренко могут в любой момент доставить топливо в европейские порты в большом объеме и покрыть все потребности украинского рынка.
"Проблема в том, что они могут поставить топливо в большие порты – Амстердам, Роттердам, Антверпен или Средиземноморье. А нам нужно, чтобы они дали это на границе Украины или в порты Польши и Румынии или помогли с логистикой из этих портов в Украину. Проблему с логистикой хорошо понимает министерство транспорта. Надеюсь, что правительство сможет решить проблему этого узкого места", – пояснил глава Нафтогаза.
Украине никогда не приходилось импортировать столь большие объемы топлива по железной дороге и автотранспортом на западной границе, заявил Витренко.
"Надо договариваться с Польшей, Румынией, Венгрией, Словакией, чтобы они нестандартным путем расширяли логистические возможности или даже иногда давали приоритет логистике нефтепродуктов в Украине. Это вопрос не только бизнеса или экономики, но и политики. А роль "Нафтогаза" все же – решать коммерческие вопросы, которые труднее решить частному бизнесу", – резюмировал Юрий Витренко.