В правовой и публицистической литературе стран постсоветского пространства активно обговариваемой темой является позиция, занимаемая Европейским Судом по правам человека и Организацией Объединенных Наций в вопросах определения компенсации морального (неимущественного) вреда жертвам нарушений прав человека и свобод. Участниками информационных сообщений и общественных дискуссий выступают правозащитники, представители государственных структур, юристы и юридические аналитики, представители печатных, радио- и телевизионных СМИ.
При этом высказываются самые разные мнения, зачастую противоположные. Так, некоторые юристы склонны считать, что размер компенсаций морального вреда по решениям ЕСПЧ в отношении заявителей из стран СНГ составляет, как правило, незначительную сумму.
Представители государств склонны настаивать, что позицией ЕСПЧ является, скорее, признание самого факта нарушений прав человека и основоположных свобод в качестве достойной компенсации, а присуждение материальной компенсации морального (неимущественного) вреда жертвам правонарушений осуществляется в редких случаях. Что до соображений Комитетов ООН, то они и вовсе носят рекомендательный характер, следовательно, их выполнение или невыполнение – это дело государства.
Действительно, при ознакомлении с решениями ЕСПЧ можно увидеть, что в части компенсации морального вреда различные решения могут диаметрально отличаться друг от друга. То же самое касается и содержания рекомендаций Комитетов ООН по рассмотренным ими сообщениям. Поэтому мы проанализировали обзорно практику ЕСПЧ по странам-ответчикам в алфавитном порядке, воспользовавшись разделом «Классификация решений по отношению к странам-ответчикам» на официальном сайте ЕСПЧ. В качестве источника практики Комитетов ООН мы использовали «Подборку решений Комитета по правам человека в соответствии с Факультативным протоколом», том 9, ООН, Нью-Йорк и Женева, 2008 год.
Такой подход позволил рассмотреть решения и рекомендации, принятые в отношении заявлений в ЕСПЧ и сообщений в Комитеты ООН относительно достаточно большого круга нарушенных прав человека и основоположных свобод в разное время. Это предоставило возможность как для анализа актуальной позиции ЕСПЧ и Комитетов ООН в рассматриваемых делах, так и для сравнительного временного анализа позиций этих международных органов в их динамике.
На примере выборочного анализа решений ЕСПЧ и Комитета правам человека ООН, мы убедились, что их обычной практикой является вынесение решений в пользу назначения компенсаций морального вреда, причиненного жертвам правонарушений, в подавляющем большинстве случаев, когда было установлено нарушение права. Это обусловливается как общим представлением о том, что восстановление нарушенного права с необходимостью включает в себя и компенсацию материального и морального вреда, причиненного этим нарушением права, например статья 3 Международного пакта о гражданских и политических правах:
- «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется:
- обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты…»,
или статья 41 «Справедливая компенсация» Конвенции о защите прав человека и основных свобод:
- «Если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне»,
так и тем обстоятельством, что в ряде статей документов международного права прав человека содержатся прямые указания на компенсацию морального вреда в случае нарушения указанного права, например, там же, пункт 5 статьи 9:
- «5. Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой».
или пункт 1 статьи 14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания:
- «Каждое Государство-участник обеспечивает в своей правовой системе, чтобы жертва пыток получала возмещение и имела подкрепляемое правовой санкцией право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации»,
или пункт 5 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод:
- «Каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию».
В качестве критериев для определения размеров компенсации морального (неимущественного) вреда Европейский суд по правам человека и Комитеты ООН, как показал наш анализ, могут принимать во внимание следующие обстоятельства:
-
- Содержание права и степень его нарушения
- Обоснование факта причинения вреда, моральных и физических страданий и других негативных последствий, причиненных потерпевшему вследствие нарушения права
- Формулировка в жалобе или сообщении требования о компенсации морального (неимущественного) вреда
- Обоснование суммы материального эквивалента причиненного морального (неимущественного) вреда
Что касается размеров присуждаемого материального эквивалента морального вреда, то на примере проанализированных решений ЕСПЧ мы видим значительный разброс сумм – от нескольких тысяч евро до нескольких десятков тысяч евро.
В подтверждение этой части результатов нашего анализа можно привести аналогичные данные с сайта проекта «Правовая инициатива по России (Фонд «Правовая инициатива по России» (Нидерланды) и «Правовая Инициатива» (Ингушетия)) http://www.srji.org/resources/case/torture/702#sdfootnote3anc, где моральный вред определяется как «нематериальный ущерб, который также называют «моральным» ущербом, который может быть приблизительно определен как компенсация, помогающая облегчить нравственные страдания заявителя и его переживания, вызванные действиями, приведшими к нарушению Конвенции», и указываются следующие суммы в решениях, установивших нарушение статьи 3 Конвенции:
- Mathew v. the Netherlands: нарушение Статьи 3 в связи с длительностью и обстоятельствами одиночного содержания под стражей: 10.000 евро
- Dizman v. Turkey: нарушение Статьи 3 в связи с тем, что в результате действий полицейских заявитель получил перелом подбородка: 15.000 евро
- Ostrovar v. Moldova: нарушение Статьи 3 в связи с «фрустрацией, неопределенностью и тревогой» заявителя из-за условий его содержания в тюрьме: 3.000 евро
- Labzov v. Russia: нарушение Статьи 3 в связи с переживаниями и трудностями, перенесенными заявителем из-за условий его тюремного заключения: 2000 евро
- Balogh v. Hungary: нарушение Статьи 3 в связи с «переживаниями и страданиями, вызванными дурным обращением полиции с заявителем»: 10.000 евро
- M.C. v. Bulgaria: нарушение Статьи 3 в связи с «переживаниями и психологической травмой, вызванными, по крайней мере, частично, действиями властей» при расследовании обвинений заявительницы в изнасиловании: 8.000 евро
- McGlinchey and Others v. the United Kingdom: нарушение Статьи 3 в связи с обращением, которому дочь и мать заявителей, г-жа МакГлинчи, подверглась со стороны тюремных властей. В связи с тем, что г-жа МакГлинчи умерла в тюрьме, двум ее дочерям и матери было присуждено в общей сложности 22.900 евро
- Nazarenko v. Ukraine: нарушение Статьи 3 в связи с условиями содержания заявителя под стражей: 2.000 евро
- Mouisel v. France: нарушение Статьи 3 в связи с продолжительным содержанием под стражей заявителя, больного раком, которое «подорвало его достоинство и вызвало особые трудности, причинившие страдания, превысившие те, что неизбежно присущи тюремному приговору и лечению от рака»: 15.000 евро
- Peers v. Greece: нарушение Статьи 3 в связи с условиями тюремного заключения, которые «уничтожили человеческое достоинство заявителя и вызвали у него чувство тревоги и неполноценности, унизившие его и, возможно, сломавшие его физическое и душевное сопротивление»: 5.000.000 драхм
- Egmez v. Cyprus: нарушение Статьи 3 в связи с намеренным дурным обращением, которому заявитель подвергся со стороны полицейских во время ареста и незамедлительно после него в «течение краткого периода сильнейшего напряжения и эмоций»: 10.000 британских фунтов стерлингов.
В то же время следует напомнить, что международные квазисудебные органы (ЕСПЧ, Комитеты ООН) являются по своей природе дополнительными к национальным судебным и правоохранительным системам стран-участниц. И одним из принципов их работы является принцип дополнительности (субсидиарности). Это означает, что государства-участники должны приводить свои правовые системы в соответствие с нормами принципами верховенства права, закрепленных в Всеобщей декларации прав человека, Европейской Конвенции и практике ЕСПЧ, чтобы каждый, кто находится под юрисдикцией этих государств мог эффективно защитить свои права и основные свободы в национальных судебных системах, в том числе с использованием такого правового института как компенсация морального (неимущественного) вреда.