История попыток использования современного олимпийского движения и конкретных Олимпиад для политических демаршей насчитывает уже более ста лет. Началось всё с введения политических дискриминационных барьеров для представителей определённых стран. Так, в 1920 г. на Олимпиаду в Антверпене не допустили спортсменов из стран, проигравших первую мировую войну, и представителей советских республик. Это частично продолжилось и на следующей Олимпиаде 1924 г. в Париже.
Олимпиада 1956 г. в Мельбурне дала пример нового инструмента политического воздействия на олимпийское движение – официального государственного бойкота Олимпиады. А официальный государственный бойкот страны проведения Олимпиады как способ осуществления силовой политики со стороны геополитических гегемонов в наиболее яркой форме проявился на Олимпиаде 1980 г. в Москве и Олимпиаде 1984 г. в Лос-Анджелесе, при взаимном «зеркальным» применении такой политики со стороны США (в 1980 г.) и СССР (в 1984 г.).
Вспоминая показательный пример Олимпиады-1980 в Москве, бойкотировавшейся США и их союзниками под предлогом протеста против ввода советских войск в Афганистан, можно констатировать, что этот бойкот был ударом не только по СССР, но и по олимпийскому движению, по качеству спортивных соревнований из-за неполноты представленности на них лучших спортсменов мира. Но Олимпиада прошла великолепно, стала настоящим праздником. Прекрасно помню чудесное, праздничное настроение советских людей в это время, я сам был на нескольких футбольных матчах, проводившихся в Киеве в рамках той Олимпиады.
Аналогичным образом бойкот Советским Союзом и его союзниками Олимпиады-1984 в Лос-Анджелесе был в первую очередь ударом по олимпийскому движению, а не по США. Не стоит забывать, что ни один бойкот за прошедшие сто с лишним лет не привёл к достижению тех политических целей, которыми его оправдывали, а представлял собой лишь ту или иную форму «мелких уколов», наносимых геополитическим оппонентам.
В нынешнюю историческую эпоху на смену двуполярному миру (с господством и соперничеством США и СССР) и вслед за этим возникшему на короткий промежуток времени практически однополярному миру (при гегемонии США) приходит реально многополярный мир. При этом воздействие на ведущих геополитических оппонентов Глобального Запада с использованием сюжетов и инструментов олимпийского движения проявляется в трёх важнейших «чистых типах» политики: 1) полный бойкот страны проведения Олимпиады; 2) та или иная форма дисквалификации или «занижения статуса и ранга» определённых стран; и 3) так называемый «дипломатический бойкот» Олимпиады. При этом явно выкристаллизовываются три основные исторические формы геополитики одного из гегемонов и его союзников:
1). Попытка полного бойкота Олимпиады.
Развёрнутая в 2007-2008 годах властями США, некоторыми высшими чиновниками Евросоюза, лидерами Франции и ряда восточноевропейских стран кампания угроз бойкота Летних Олимпийских игр в Пекине 2008 г. в связи с политикой Китайской Народной Республики по предотвращению сепаратистских акций (прежде всего в Тибете и Синьцзяне), а также в связи с несоответствием определённых политических реалий КНР официальным западным стандартам плюралистической демократии.
В конце концов, с учётом стратегий крупнейших транснациональных корпораций, заинтересованных в доходах от Олимпиады, был достигнут успешный геополитический компромисс и значительная часть лидеров западных и иных стран присутствовали на открытии Олимпиады и на её соревнованиях.
2). Дисквалификация национального Олимпийского комитета.
Примером этого является дисквалификация НОК России исполкомом Международного олимпийского комитета 5.12.2017 г. и исключение Российской Федерации (из-за допингового скандала) из числа участников вначале Зимних Олимпийских игр 2018 г. в Пхёнчхане (Южная Корея), первоначально при допуске российских спортсменов к участию в соревнованиях на индивидуальной основе под нейтральным (олимпийским) флагом, а потом и при допуске российских спортсменов на Летние Олимпийские игры в Токио и Зимние Олимпийские игры 2022 г. в Пекине без права выступать под национальным флагом РФ.
3). «Дипломатический бойкот» Олимпиады.
Официально такая форма международного политического давления на страну-организатора появилась в преддверии Зимних Олимпийских игр 2022 г. в Пекине, которые пройдут с 4 по 22 февраля. США и их самые надёжные союзники – Австралия, Великобритания и Канада (к ним скорее всего присоединится и Япония) заявили, что не будут направлять на Зимние Олимпийские и Паралимпийские Игры 2022 г. в Пекине дипломатов или иных официальных представителей – по причине довольно жёстких действий КНР против сепаратистского движения в Синьцзяне «и других нарушений прав человека» в Китае. При этом, кроме осуждения мер по системной интеграции уйгуров в китайское общество, против КНР выдвигается столь же острое обвинение и в «подавлении демократии в Гонконге». Вместе с тем такой бойкот не касается спортсменов этих стран, которые интенсивно готовятся к участию в Олимпийских Играх и будут участвовать в них.
Итак, в информационном поле возникают старые политические мотивы: «бойкот Олимпиады», но в действительности об угрозе настоящего бойкота Олимпийских Игр речь сейчас не идёт. США и их ближайшие союзники прекрасно понимают ущербность для них самих идеи такого бойкота: их команды могут получить ведущие места в соревнованиях по многим видам спорта и в коллективном медальном зачёте, их олимпийцы имеют отличную возможность добиться не только первых мест, но и установить новые олимпийские рекорды, и, таким образом, рассчитывать на в целом громкий пропагандистский эффект для США и Запада.
Снова, как и в 2007-2008 годах, разговоры о бойкоте Олимпиады в Пекине оправдываются якобы проблемой соблюдения прав человека в Китае. Но на этот раз вменяемые политики не хотят доводить политико-дипломатическую игру до абсурда, когда они с определённой задержкой оказываются вынужденными вернуться к здравому смыслу, и не вредить не только самореализации спортсменов своих стран и всего мира, но и получению огромных доходов крупнейшими транснациональными компаниями, заинтересованными в спокойном и успешном проведении Олимпиады.
Трудно не заметить, что инициаторами и организаторами нынешней предолимпийской антикитайской кампании выступают правительства стран, имеющих к Китайской Народной Республике серьёзные претензии в экономической и геополитической сферах. США со времени администрации президента Дональда Трампа глубоко увязли в торговой войне с КНР, истощающей в равной мере обе стороны этого рукотворного противостояния. Отношения же КНР с Австралией, треть внешней торговли которой ещё в 2019 г. приходилась на Китай, в 2021 г., после серии конфликтов и взаимных санкций дошли до официального прекращения экономического диалога. А Канада, которая отличилась арестом по ордеру США далеко не рядовой китайской гражданки, недавно полностью свернула переговоры о создании зоны свободной торговли с КНР.
Да, эмоции и интересы якобы «бойкотирующих» Олимпиаду понятны: ущерб США от торговой войны с Китаем составляет многие-многие миллиарды долларов, для австралийского аграрного и сырьевого экспорта последствия политических дрязг с КНР также печальны. Для многих сверхидеологизованных политиков этих государств права уйгурских мусульман и бойкот Зимней Олимпиады в Пекине становятся лишь очередным поленом, подбрасываемым в костёр неугасающего конфликта с официальным Пекином.
Противоположная же сторона (КНР) также не оставляет без ответа острые выпады своих оппонентов, тем более, что зачастую им есть что выставить в качестве счёта в сфере имеющихся проблем с защитой прав человека. Так, почти одновременно с объявлением Вашингтоном дипломатического бойкота Олимпиады и явно в ответ на него, МИД КНР опубликовал доклад «Ситуация с демократией в США», призывая защитников прав человека посмотреть на самих себя. Авторы доклада выделили три комплекса проблем: трудноразрешимые глубоко укоренившиеся проблемы системы, хаос в демократической практике и плачевные последствия экспорта США своей модели демократии.
Япония в истории с «дипломатическим бойкотом» пытается как бы занять «срединную позицию», заявляя, что отправлять на Зимние Олимпийские Игры членов правительства не будет, а страну представит делегация, состоящая из политиков рангом пониже и членов Национального Олимпийского комитета.
Что касается Украины, то её команда спортсменов активно готовится к Зимним Олимпийским Играм в Пекине и каких-либо антикитайских заявлений в этой связи практически не слышно даже от наиболее агрессивно антикоммунистически настроенных политических деятелей. Вместе с тем, конечно же, есть отдельные «антиолимпийские сюжеты», то есть высказывания, направленные против Олимпиады-2022 в Пекине, в публикациях некоторых традиционных «представителей гражданского общества», точнее «грантового сообщества», активно проявляющего себя в сети «Фейсбука».
Для украинского общества и государства в защите территориальной целостности своей страны критически важна поддержка КНР как одного из постоянных членов Совета Безопасности ООН. И нынешние усилия украинской дипломатии в этом вопросе более-менее успешны. Однако деятельность нескольких, по сути, вообще никому не известных в Украине, но активных в виртуальном пространстве «Фейсбука» групп и объединений, публикующих направленные против КНР материалы и призывы к бойкоту Олимпиады, создаёт элементы риска поссорить Украину ещё и с этим своим важнейшим международным партнёром.
В целом же, когда до начала Олимпийских Игр остаётся уже меньше месяца, можно с полной ответственностью утверждать, что призывы к бойкоту Олимпиады-2022 потерпели неудачу. Единство международного олимпийского движения сохранено. Ждём нового впечатляющего доброго праздника мира.